В рамках деятельности Школы шахматной культуры мы, Ю.Л. Авербах и В.А. Полоудин, во второй половине июля 2008-го года с благотворительной целью на общественных началах  провели выездное обучение шахматной культуре.

По приглашению одного из наших партнеров  Е.В. Левшина была организована поездка в детский оздоровительный центр "Юлово", где набирались сил и здоровья перед новым учебным годом дети из  Ульяновской области. На месте оказалось, что контингент отдыхающих детей состоял преимущественно из воспитанников детских домов Ульяновской области. Только в двух отрядах из десяти были семейные дети, да и те, в большинстве своем - из неблагополучных семей. Казалось - о каком обучении шахматной игре может идти речь? Оказалось - о полноценном.

Занятия проводились два раза в день по два часа, в группу записалось двадцать шесть человек. Принцип добровольности обучения выполнялся неукоснительно. На первое занятие пришли дети с разной подготовленностью: одни уже умели играть в шахматы, другие только хотели научиться играть. Разные дети были и по возрасту: от восьми до четырнадцати лет. Да еще оказалось, что среди учеников были дети с задержкой психического развития. Вот с такой "разношерстной" группой пришлось работать в течение двух недель.

Первую неделю мы проводили занятия раздельно с двумя подгруппами. С начинающими по своей авторской методике обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий работал В.А. Полоудин, а с детьми из подгруппы умеющих играть - Ю.Л. Авербах. В конце первой недели обучения все обучавшиеся дети стали играть в шахматы. Новички, хоть и с заметной робостью, сражались за шахматной доской "до последнего". В заключительное занятие первой недели В.А. Полоудин провел сеанс одновременной игры на девятнадцати досках  (не все дети согласились участвовать в сеансе) с целью проверки качества проведенного обучения. Результаты оказались удовлетворительными, и в начале второй недели обучения (без выходных) занятия проводились комбинированно со всей группой.

В начале занятия проводилась логическая разминка. Отрадно отметить, что дети принимали активное участие, многие вспоминали известные им логические задачи, с удовольствием их озвучивали и с интересом наблюдали, как остальные решали эти, подчас далеко не простые, логические задачи. Затем решали шахматные задачи. Коллективно, на демонстрационной доске, которую специально привезли из Москвы. Следует отметить, что именно такой подход к решению шахматных задач способствовал развитию атмосферы доброжелательности в группе.

Затем следовала физкультминутка, после чего начиналась игра. Играли азартно, с большим желанием. Ежедневно находились смельчаки, предлагавшие преподавателям помериться с ним силами. Играли. В начале партии преподаватели "зевали" фигуру, а то и две. Ко времени выравнивания материала позиция оказывалась предпочтительнее у преподавателей, а затем следовала неминуемая концовка. Но именно эти "зевки" придавали партии особый колорит. У ребят возникало чувство, что вот еще чуть-чуть, и я бы победил. Это очень важно, с педагогической точки зрения, воспитать в детях чувство уверенности в своих способностях, своих силах. Толь бы не это "чуть-чуть".

Сначала планировалось проведение заключительного кругового турнира. Но такое большое количество участников могло затянуть турнир на неопределенное время. Выход из создавшегося положения оказался неожиданным. Оказалось, что в Инзе проживает тринадцатилетний перворазрядник Виталий Миронов, который согласился дать нашим ученикам сеанс одновременной игры. Учитывая, что сеансер сам находится в детском возрасте, было решено ограничить число досок в сеансе шестью.

Приведем некоторые фотографии этого сеанса:

1. В ожидании сеанса.
2. Не все "заразились" шахматами. Нам Футбол дороже и ближе.
3. На сеанс гужевым транспортом
4. Перед началом сеанса - разбор интересной партии
5. Началось
6. Интересное начало
7. И как здесь выиграть?
8. Мат сеансеру
9. На первой доске совещаются
10. Линейный мат - это так просто
11. Участники сеанса Стоят слева направо. Первый ряд: Матвеев Владимир, 11 лет (с. Глотовка), Шлейников Максим, 9 лет (Детский дом "Радуга"), Макеев Максим, 9 лет (Детский дом "Соловьиная роща"), Цыпин Вадим, 10 лет (с. Валгузское) . Второй ряд: Сергеев Дима, 14 лет (Детский дом "Соловьиная роща), Миронов Виталий, 13 лет (г. Инза), Ляпин Александр, 14 лет (Детский дом "Соловьиная роща").
12. Вместе с болельщиками
13. Пионер - всем ребятам пример

Наиболее отличившиеся в обучении дети были награждены грамотами администрации Центра, а В.А. Полоудин подарил им на память компакт-диски со своими обучающими шахматам компьютерными программами.

Местная общественность обратилась к Ю.Л. Авербаху дать сеанс одновременной игры, который состоялся второго августа 2008 в городском доме культуры "Заря". Сеанс состоялся при финансовой поддержке местного предпринимателя В.П. Дмитриева. Сеанс состоялся на 18 досках. Некоторые фотографии сеанса:

1. Ю.Л. Авербах беседует с одним из старейших шахматистов Инзы
2. Первый ход сделан. Надо переходить к следующей доске.
3. Ждем прихода сеансера. Стоят: Второй слева - организатор приезда в Инзу директор детского оздоровительного центра Левшин Евгений Владимирович с супругой Натальей Александровной и сыном Арсением. Далее направо: спонсор сеанса предприниматель Дмитриев Владимир Петрович и Полоудин В.А.
4. Мы тоже ждем
5. А здесь надо подумать
6. Фотография на память. Сидят: Ю.Л. Авербах (справа) и В.А. Полоудин в окружении школьников - участников сеанса. Стоят: крайний слева - учитель шахмат школы №4 г. Инза Викторов Александр Владимирович, крайний справа - предприниматель, спонсор сеанса Дмитриев Владимир Петрович.

По окончании сеанса (тринадцать побед, пять ничьих) Ю.Л. Авербах подписал присутствующим свои книги. Всем участникам сеанса были подарены распечатки сайта Школы шахматной культуры "Два короля" с добрыми пожеланиями от  Ю.Л. Авербаха и В.А. Полоудина.

 

Сайт создан в системе uCoz