Полоудин Виталий Александрович

родился в г. Баку 12 июля 1940 г. в семье инженера-геолога.

 

По окончании общеобразовательной школы поступил учиться в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, который окончил по специальности "учитель математики и программирования".[1]

Работал программистом и системотехником в различных НИИ оборонного назначения, а с 1970 года — по совместительству в общеобразовательных школах учителем программирования, информационных технологий, информатики.

Обучение школьников компьютерным технологиям обработки графической информации на примере шахматного материала начал с 1997 года, после появления в школах первых компьютеров типа IBM PC и операционной системы Windows-95. В том же, 1997-ом году была начата работа в области дополнительного образования.

Свою спортивную квалификацию кандидата в мастера спорта по шахматам восстановил в турнире 2000-го года, подтвердил ее в 2003-ем году. Последнее подтверждение спортивной квалификации - в ноябре 2005-го года в Центральном доме шахматиста им. М.М. Ботвинника (Москва, Гоголевский бульвар, 14) в турнире "ЦДШ-опен".

Квалификация кандидата в мастера спорта дает право, в соответствии с нормативными документами Российской шахматной федерации, работать тренером по шахматам.

Однако предпочтение отдано подготовке шахматистов – любителей и обучению учеников начальной школы игре в шахматы с образовательной целью, с использованием гуманитарного потенциала игры в шахматы для развития у младших школьников интеллектуальных способностей: оперативной памяти, внимания, пространственного воображения и логического мышления.

В 2004-м году начата подготовка материалов для дистанционного обучения младших школьников шахматной игре.

Под научным руководством кандидата военных наук, генерал-майора запаса, доцента, мастера спорта по шахматам, заведующего кафедрой теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ) Евгения Павловича Линовицкого и при участии доктора педагогических наук, профессора, заслуженного тренера СССР, заслуженного деятеля физического воспитания и спорта Феликса Павловича Суслова подготовлена диссертация на тему: "Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников", которая была успешно защищена 15 мая 2007 года в РГУФКСиТ.

Методика обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий была апробирована:

- в 2002/2003 учебном году в общеобразовательной школе №219 г. Москвы;

- в 2005/2006 учебном году в экспериментальном учебном комплексе "Школа развития" по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В конце учебного года был проведен квалификационный турнир пятой категории, в котором девять школьников (шесть мальчиков и три девочки) выполнили норму четвертого разряда.

Методика обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий внедрена:

- в специализированной школе-интернате №31;

- во Дворце детского и юношеского творчества г. Люберцы Московской области;

- в Центральном шахматно-шашечном клубе г. Набережные Челны республики Татарстан.

На некоторые авторские компьютерные программы получены авторские свидетельства в Отраслевом фонде алгоритмов и программ (ОФАП) Министерства образования и науки.

- Свидетельство о регистрации ОФАП №3239. Программный тренажер памяти "Азбука в рисунках", развивающий логику, абстрактное мышление и познавательный интерес;

- Свидетельство о регистрации ОФАП №3240. Программный тренажер "Стрелки", развивающий память, абстрактное мышление и познавательный интерес.

Для студентов третьего курса педагогического колледжа №5 в Москве преподавался курс обучения шахматной игре младших школьников.

Авторская программа "Электронные шахматы" завоевала первое место на VIII московском городском конкурсе программ дополнительного образования, и был получен диплом Московского института открытого образования.

Для поддержания спортивной формы продолжается участие в турнирах. Многолетняя просветительская работа в начальных классах общеобразовательных школ отмечена дипломом шахматной федерации г. Москвы.

 

 

Список опубликованных работ по теме диссертации

1.                     *Дистанционное обучение как средство глобализации образования. //Вестник УРАО. - 2005. - №3. – С. 33 – 39.

2.                    Как создаются компьютерные шахматные программы. //Информатика. - 2004. - №42, - С. 26 – 29.

3.                    Каким шахматам быть в начальной школе: гуманитарным или спортивным? //Детский тренер. – 2006. - №2, С. 14 – 21.

4.                    Компьютер и шахматы - история вопроса. //Информатика. - 2004. - №14, С.28–30.

5.                    Компьютерные шахматные программы. //Информатика. - 2005. - №21, С.43 – 45.

6.                    *Концептуальные аспекты методики обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютеров. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №1. С. 7 - 10.

7.                    Курс "Информатика и шахматы": обучение информационным технологиям на примере игры в шахматы. //Информатика. 2005. - №19. С. 32 - 37

8.                    Курс информатики для начальной школы "Электронные шахматы". Труды XII Международной конференции. //Сборник трудов XII международной конференции "Информационные технологии в образовании". - М.:, 2005. Ч. III, - С.155 – 157.

9.                    Курс "Электронные шахматы": модель определения творчества начинающего шахматиста. // Сборник трудов XIII международной конференции "Информационные технологии в образовании". - М.:, 2006. Ч. V, стр. 128 – 130.

Размещено на сайте по адресу http://ito.edu.ru/2006/Moscow/VI/VI-0-6635.html и http://ito.su/main.php?pid=115&IDperson=9023&letter=P

10.                 Обобщение опыта преподавания информатики в начальных классах общеобразовательных школ с применением компьютера. //Сибирский учитель. - 2005. - №1. - С. 46-48

11.                 Опыт преподавания информатики в начальных классах общеобразовательных школ с применением компьютеров.

Размещено на сайте по адресу http://www.websib.ru/ites/01-03.htm

12.                 Первый раз в виртуальный класс. //Шахматная неделя. – 2005. - №49. - С.14.

13.                 Программный тренажер памяти "Азбука в рисунках", развивающий логику, абстрактное мышление и познавательный интерес. Мин. образования РФ. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №3239. Номер государственной регистрации 502004000162

14.                 Программный тренажер "Стрелки", развивающий память абстрактное мышление и познавательный интерес. Мин. образования РФ. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №3240 ". Номер государственной регистрации 502004000163

15.                 Электронные шахматы в начальной школе.

Размещено на сайте http://ito.edu.ru/2005/Moscow/II/4/II-4-5311.html

16.                 Шахматы в начальной школе: образовательный аспект. //Начальное образование. – 2006. - №3. – С. 18-21.




[1] Синим цветом выделены ссылки на копии соответствующих документов.

* Символом * помечены публикации в журналах, входящих в список ВАК

Сайт создан в системе uCoz