Вопросы консультаций одаренных детей, обсуждавшиеся на форуме http://kasparovchess.crestbook.com/viewtopic.php?id=3107&p=1 вызвали много вопросов, которые присылали мне по E-Mail. Я повторяю вопросы и мои ответы, которые носят общий характер. На частные вопросы я отвечаю каждому корреспонденту частным образом на личный почтовый ящик. Пишите. Ваш вопрос без ответа не останется.
Уважаемый Виталий Александрович!
А как Вы организуете заочное обучение одаренных детей шахматам? Кто Вам в этом
помогает? Кого из детей (квалификация, возраст) привлекаете к обучению?
Здравствуйте, Владимир!
Во-первых, поздравляю с вступлением в наше сообщество.
Во-вторых, благодарю за оказанное моей ветке внимание и интерес к проблеме,
решением которой я занимаюсь.
В-третьих, извините, отвечу на Ваши вопросы коротко, так как Вы затронули целый
пласт проблем, касающихся одаренных детей в шахматах. Думаю, что подробно отвечу
на своем сайте. Специально для этого сделаю линию. Скорее всего, заменю
информацию на не пользующейся вниманием вертикали g. Как сделать - буду думать.
Если есть предложения - приму с благодарностью.
А вкратце я могу ответить так:
Группа должна состоять из пяти - шести человек, максимум - семь. Возраст - от
десяти до четырнадцати лет. Квалификация - не ниже первого разряда.
Ребята должны иметь компьютер с выходом в Интернет и установить Skype. Они будут
играть между собой еженедельно посредством Chess Planet. И Skype, и Chess Planet
можно скачать бесплатно из Интернет.
Партии со своими комментариями присылать мне. Раз в месяц разбор наиболее
интересной партии по Skype будет проводить кто-нибудь из ведущих гроссов. Пока
согласились трое. Но кто именно - будет зависеть от занятости каждого из них.
Это определится в рабочем порядке. Фамилии публично называть не буду. Захотят -
сами назовутся. Так мы договаривались. Может быть, кто-то и откажется. Все-таки
работа за спасибо, за идею, за шахматы. Я ни на кого не обижался, не обижусь, да
и впредь - обижаться не буду.
Не исключаю, что возможно будут дистанционные сеансы одновременной игры гросса с
ребятами. Ведь недавно А.Е. Карпов сыграл сеанс с заключенными. Конечно, играть
с правонарушителями - это для нашей страны самый актуальный вопрос. А я хочу
детишек приобщить к шахматным элитариям. Пусть дистанционно. Но если удастся
распечатать партии и отправить по почте ребятам, да с подписью гросса!!!
Может быть, я не по возрасту романтичен. Но с детства помню, как я старался
подойти поближе к тренеру, дотронуться до него, задать вопрос. А когда 14 мая на
юбилее В.А. Алаторцева я увидел Василия Васильевича Смыслова - у меня ноги стали
ватными. Я его поприветствовал, что-то сказал. А потом набрался смелости,
подошел к нему в зале и попросил разрешения посидеть рядом с ним. Он меня
спросил, кто я и чем занимаюсь. В общем - дежурные вопросы. Но я напитался его
аурой. И этот эпизод буду помнить долго.
Извините, что перешел на личное. Но, думается мне, что ребята долго будут
помнить о сеансе гросса, в котором они принимали участие.
Смотрите, с каким вниманием дети слушают комментарии Юрия Львовича Авербаха к
только что сыгранной Мариной Романько партии с второразрядником Сеней Ломасовым
(заходит на мои занятия, но тренируется у Евгении Николаевны Кучумовой в ШК им.
Т.В. Петросяна).
В дистанционных консультациях
перворазрядников я буду исполнять роль администратора, помощника, готовящего
материалы для гросса. Сам помогать ребятам не берусь - квалификация не та. Да и
возраст - 12 июля исполнится 69 лет. Но идеи развивающего обучения, методами
которого обучаю детей почти сорок лет, - ребятам передам. Помогу чем смогу.
Если найдутся энтузиасты, желающие принять участие в проекте – значит, сможем
помочь большему количеству детей.
Люди!
Владимир из Ульяновска задал животрепещущие вопросы. Они задели меня за "живое".
В своей кандидатской диссертации я обосновал возраст в 14 лет для КМС, когда
подросток без вреда для своего здоровья может полностью отдаться шахматному
спорту. Но Владимир повернул вопрос другой гранью. Он говорит об одаренных
детях. И здесь я чисто предположительно опускаю планки: возрастную - до 10 лет,
а квалификационную - до первого разряда. При этом оставляю вопрос о дальнейшем
увлечении подростка открытым: захочет ли он перейти в спортсмены, или останется
в любителях - дело сугубо личное. Но помочь таким детям в совершенствовании
мастерства и развитии интеллектуальных способностей - мне думается, что надо
попробовать. У меня нет для этого разработанной методики. У меня нет для этого
моих авторских компьютерных программ. Но я буду работать в этом направлении. На
своем сайте поменял информацию по линии g. Это первая редакция. Посмотрите,
выскажитесь. У меня нет опыта работы с перворазрядниками. Буду учиться.
Но предложения о сотрудничестве остаются.
На закрытии учебного года все (дети, их родители, учителя и педагоги) все
задавали один вопрос: "Придет ли Марина Евгеньевна в школу в будущем учебном
году"? Без согласования с Мариной Романько, я отвечал "да", зная отзывчивость и
доброту Марины.
Спасибо за подробное разъяснение!
А ульяновских детей примете?
ps "Конечно, играть с правонарушителями - это для нашей страны самый актуальный
вопрос"...
Да, Владимир, ульяновских
детей приму.
Но, думается мне, лучше, чтобы это были подростки.
В закончившемся учебном году у меня были младшие школьники, которые толком не
могли управляться с компьютером. Им помогали старшие в семье, которым рано или
поздно, но становилось утомительно тратить время на помощь детям в деле, которое
они сами толком не понимают. Только один дедушка написал мне благодарность,
сказав при этом, что помогая внуку, сам научился играть в шахматы.
Поэтому из 17 человек осталось 11. Но это начинающие. Если аналогичная история
произойдет с шахматистами средней квалификации - уже мне будет жалко впустую
потраченное время.
Надеюсь, что ульяновские ребята, которые организуются в группу, будут
ответственно относиться к занятиям.
С иркутским тренером мы договорились несколько иначе. У него ребята будут
собираться в компьютерном классе школы. Там и будут проходить наши занятия. Там
же они будут и играть между собой.
Аналогичная договоренность имеется и с тренером их Пензы, и с учителем
информатики из Ханты-Мансийска.
Но это областные Центры. А мне хотелось бы, в первую очередь, поработать с
детьми из районных городов. Может быть - даже из сел. Главное - чтобы у них был
Интернет.