М.Е.Николаев с профессором
А.Н.Костьевым
Заместитель
Председателя Совета Федерации М.Е.Николаев
13 июля 2009 года посетил Международный
центр шахматного образования и провел
совещание по вопросам развития шахмат в
России, в котором приняли участие
гроссмейстер, Президент международного
школьного шахматного союза, профессор А.Н.
Костьев, Президент развития шахматной
культуры И.В.Алаторцева, автор методик
обучения игре в шахматы с применением
компьютерных технологий В.А. Полоудин, члены
Московской шахматной федерации,
преподаватели Российского Государственного
Социального Университета.
Обсуждались вопросы развития
шахмат в мире и России. Были отмечены успехи
в постановке шахматного образования в США,
Канаде, Китае, Испании, Перу, Бразилии,
Франции, Молдавии, Азербайджана и
Узбекистана.
Михаил Ефимович обратил внимание
участников совещания на то, что величайший
педагог В.А.Сухомлинский в конце 60-х годов
ХХ-го века в книге «Сердце отдаю детям»
написал: «Без шахмат нельзя представить
полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна
войти в жизнь начальной школы как один из
элементов умственной культуры».
В России же спустя почти полвека
так и не смогли в полной мере реализовать
предложения своего гениального
соотечественника. Министерством образования
и науки РФ рекомендовало использовать
шахматы только лишь в качестве
факультативного курса в школах. В мае 2008
года всем субъектам Российской Федерации
было разослано соответствующее письмо
Департамента воспитания дополнительного
образования и социальной защиты детей
Министерства образования и науки РФ
(№06-1025 «О комплексном плане мероприятий
по развитию шахмат в системе образования»).
Регионы откликнулись достаточно вяло,
поскольку в Комплексном плане отсутствует
персональная ответственность. Выполнены лишь
пункты, связанные с проведением соревнований
по шахматам среди учащихся.
Несмотря на это, в ряде
российских регионов шахматы активно
внедряются в систему школьного образования.
В Республике Калмыкия, Республике Саха
(Якутия), Республике Татарстан,
Ханты-Мансийском автономном округе,
Свердловской, Псковской, Томской и
Калининградской областях поняли важность
преподавания шахмат в школе и стали активно
внедрять их в программу обучения в
общеобразовательных учебных заведениях.
Шахматы внедряются, но очень
медленно. Ускорить процесс внедрения шахмат
в отечественную систему образования можно
лишь при условии преподавания предмета
«Шахматы» в общеобразовательных школах в
основной сетке занятий, в первой половине
дня (как предмета по выбору учащихся).
Одна из сложных проблем в
процессе внедрения шахматного всеобуча
заключается в подготовке квалифицированных
педагогических кадров, способных
заинтересованно и с любовью обучать детей
игре в шахматы.
Необходимо дать шахматное
образование учителям. Для этого надо
использовать систему повышения квалификации
Минобрнауки РФ, создать специализированный
методический портал для преподавателей
шахмат в Интернете, провести конкурс на
лучшее учебное пособие. Следует ввести в
государственный классификатор специальностей
«Учителя шахмат начальных классов
общеобразовательной школы». Министерству
образования и науки Российской Федерации
нужно разработать образовательный стандарт
учебного предмета «Шахматы» в рамках
Федерального государственного
образовательного стандарта общего
образования нового поколения. Высшим
педагогическим учебным заведениям следует
приступить к созданию кафедры шахмат,
готовящих учителей шахмат,
педагогов-организаторов шахматной работы в
школах и детских клубах.
За 40 лет в нашей стране по
специальности тренер по шахматам
подготовлено всего лишь 500 человек. В
среднем - 12-14 человек в год. Это крайне
мало. При такой постановке дела шахматы как
вид спорта и как средство воспитания
подрастающего поколения не могут иметь
должного развития. Надо развернуть в Вузах
страны массовую подготовку учителей и
тренеров по шахматам.
Внедрение шахматного всеобуча
должно сопровождаться популяризацией шахмат
и созданием условий для роста спортивного
мастерства юных шахматистов. Этой цели
призваны служить массовые и специальные
соревнования среди школьников по шахматам. В
России действует более 500 детско-юношеских
шахматных спортивных школ. Следует увеличить
их количество. Их создание не требует
наличия дорогостоящей инфраструктуры. В
каждом российской городе должна быть такая
спортивная школа. Еженедельно должны
проходить детские спортивные шахматные
состязания на местном уровне. Итогом их
должно быть участие юных шахматистов –
победителей местных и региональных
соревнований в федеральных и международных
турнирах.
На следующий год в Республике
Саха (Якутия) состоится беспрецедентное для
России событие - Всеазиатская шахматная
олимпиада школьников. Необходимо, чтобы в
рамках её подготовки прошли соревнования,
викторины, конкурсы во всех школах
Российской Федерации.
Проведение школьной шахматной
Олимпиады должно дать мощный импульс для
развития шахматного всеобуча во всей России.
Министерству образования и науки РФ и
общественным объединениям шахматистов надо
не только организовать отбор сильнейших юных
игроков, но и развернуть в СМИ
информационную кампанию об истории шахмат,
их пользе для человечества, о традициях
отечественной шахматной школы. Её цель –
формирование массовой шахматной культуры в
российском обществе. В течение 2009-2010
годов нужно провести всероссийскую и
региональные конференции по шахматному
образованию.
Участники совещания поддержали
предложения заместителя Председателя Совета
Федерации М. Е. Николаева. Обучение шахматам
и освоение шахматной теории учащимися
общеобразовательных учебных заведений,
безусловно, будет способствовать росту
духовных возможностей подрастающего
поколения. |