Авторский курс "Электронные шахматы" начал приобретать современную форму и содержание после первой апробации в 2002/2003 учебном году в общеобразовательной школе №219 г. Москвы. Первоначально это был курс обучения информатике на примере шахматной игры, со временем трансформировавшийся в курс обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий. Автор имел возможность высказаться по многим вопросам, непосредственно примыкающим к проблеме создания курса "Электронные шахматы".
К таким вопросам относятся и история создания компьютерных программ для игры в шахматы [1], и технология создания подобных программ [2], а также обобщение накопленного опыта обучения информатике на примере шахмат [3] с применением существующих компьютерных программ [4].
Проведенный в 2002/2003 учебном году педагогический эксперимент выявил некоторые недочеты и упущения в методике обучения младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий. По результатам этого эксперимента была проведена модификация упомянутой выше методики и значительно расширен список авторских компьютерных программ, являющихся дидактическим материалом этой методики. Повторная апробация курса "Электронные шахматы" была проведена в 2005/2006 учебном году в Экспериментальном учебном комплексе на базе общеобразовательной школы №1133 г. Москвы.
Педагогический эксперимент проводился в школе №1133 с целью поиска ответов на вопросы: "Влияет ли обучение младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий на психическое развитие учеников начальных классов"? и "Способствует ли обучение младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий повышению успеваемости учеников начальных классов"? В экспериментальные группы (отдельно для вторых, третьих и четвертых классов) принимались ученики строго по их желанию.
Результаты эксперимента 2005/2006 учебного года изучены и представлены в диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [5]. Отметим, что ответы на оба сформулированных выше вопроса были положительными.
Успеваемость учеников экспериментальных групп по основным предметам (русский язык, математика и окружающий мир) улучшилась. В то же время успеваемость учеников контрольных групп по тем же предметам осталась на прежнем уровне. Аналогичные результаты были и в части интеллектуального развития младших школьников. По всем четырем исследованным интеллектуальным качествам (память, внимание, логическое мышление и пространственное воображение) развитие школьников экспериментальных групп превышало развитие учеников контрольных групп.
Дальнейшее исследование проводилось в 2007/2008 учебном году параллельно в школе №1349 и прогимназии №1752 г. Москвы [6]. К изученным ранее интеллектуальным качествам было еще одно - развитие творческих способностей. В обоих учебных заведениях соблюдался принцип добровольности. Но в школе 1349 педагогический эксперимент проводился в группах, составленных из учеников одной параллели (отдельно для вторых, третьих и четвертых классов), а в прогимназии №1752 были сформированы две группы, в которых обучались ученики с первого по четвертый классы. Результаты этого эксперимента находятся в стадии анализа и обобщения. Здесь главное - ответить на вопрос: "Имеет ли принципиальное значение сепарация учеников по классным параллелям"?
В том же, 2007/2008 учебном году, был проведен еще один эксперимент. На общественных началах была организована воскресная школа шахматной культуры "Два короля", в которой занятия проводились по авторской методике обучения младших школьников шахматной культуре с применением компьютерных технологий. В воскресную школу "Два короля" съезжались дети разных возрастов из различных школ Москвы. Самая младшая девочка - Аня А. - старшая дошкольница, только в сентябре 2008 года пошла в первый класс. Самыми старшими были ученики четвертых классов. Работать с такой разновозрастной группой было трудно. Но интересно. Настолько интересно, что возникло желание организовать школу шахматной культуры "Два короля" с дистанционным обучением на 2008/2009 учебный год, для чего был создан сайт с адресом в Интернет http://chess-school2008.narod.ru 
По мере работы над сайтом, обсуждения его формы и содержания со многими заинтересованными лицами, мы поняли, что не следует ограничиваться только обучающими функциями. Первые материалы сайта были выложены второго июля 2008 года. По статистике в течение
июля месяца сайт посетили 293 человека, просмотрев при этом различных страниц сайта 1540 раз
августа эти данные были 415 и 3439  соответственно,
сентября эти данные были 521 и 3024  соответственно,
октября эти данные были 1991 и 558  соответственно,
ноября (на 07.11.2008) эти данные были 985 и 124  соответственно.

Проявленный интерес к сайту, задаваемые посетителями сайта вопросы послужили основанием для расширения функций сайта и перевод его из разряда "обучающий" в класс "просветительский".
В 2008/2009 учебном году воскресная школа "Два короля" работает в помещении Государственной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, с любезного разрешения Директора библиотеки Тамары Сергеевны Маркаровой. В левом верхнем углу заглавной страницы сайта имеется объявление о начале занятий и ссылка, по которой откроется схема проезда в библиотеку.
Ниже размещена строка (светло-зеленый фон) в которой слева направо расположены клетки информационной таблицы. Первая (крайняя слева) клетка содержит ссылку на документ, предназначенный, в первую очередь, для помощи посетителям сайта в ориентировании по сайту. Вторая и третья клетки рассматриваемой строки таблицы содержат ссылки на странички с биографиями авторов проекта: международного гроссмейстера, профессора кафедры теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Юрия Львовича Авербаха и кандидата в мастера спорта, кандидата педагогических наук Виталия Александровича Полоудина.
Следующая клетка с тренером ждет своего времени. Нам хочется тренировать и готовить шахматистов-спортсменов из своих воспитанников, прошедших обучение в нашей школе шахматной культуры. В этом случае мы будем знать предпочтения каждого ученика, нам не надо дополнительного времени для изучения его характера и стиля игры. Но, тем не менее, мы готовы работать с каждым спортсменом, пожелавшим повысить свою шахматную квалификацию. Сегодня проявили интерес к такой форме обучения Петр Козарев из Болгарии и женщина (просила не называть ее имени) из Казахстана (г. Жетикары, Костанайская область)
Первоначально мы обращались к посетителям сайта с просьбой задавать вопросы в произвольной форме. Но, задавая свои вопросы, многие забывали представиться, пользовались сложившимся на Интернет форумах (считай - посиделках) сленгом, и допускали другие детали общения, которые даже с натяжкой нельзя отнести к разряду допустимых с точки зрения культурного общения и литературного русского языка. Поэтому следующая клетка верхней таблицы (пятая по счету слева) была оформлена под ссылку "Задайте вопрос", после нажатия на которую, откроется форма для вопроса. После заполнения полей этой формы вопрос автоматически отправится в адрес нашего ящика электронной почты.
В шестой слева клетке таблицы имеется ссылка для регистрации учеников общеобразовательных школ, желающих научиться играть в шахматы методами дистанционного обучения.
Имеющийся в нашем распоряжении список шахматных федераций раскрывается при щелчке на ссылку "Шахматные федерации" в предпоследней клетке информационной таблицы. Так как этот список далеко не полный, то мы обращаемся ко всем читателям с просьбой: присылайте адреса для пополнения этого списка. Для этого можно воспользоваться ссылкой для вопроса. В последней клетке - резерв для размещения материалов, которые могут оказаться интересными для посетителей сайта.
На главной странице сайта http://chess-school2008.narod.ru  ниже информационной строки расположена виртуальная модель шахматной доски, каждое поле которой содержит ссылку (в отдельных случаях - несколько ссылок) на соответствующую страницу сайта. Как и на настоящей шахматной доске, на модели имеются вертикали и горизонтали. Вертикали идентифицируются слева направо латинскими буквами (a, b, c, d, e, f, g, h), а горизонтали нумеруются снизу вверх цифрами от 1 до 8. Таким образом, каждое поле модели шахматной доски имеет свой идентификатор, которым мы будем пользоваться при описании структуры сайта.
Каждая вертикаль нашей виртуальной шахматной доски несет определенную специфическую смысловую нагрузку. При описании каждой вертикали мы нарушим сложившуюся в шахматах практику, следуя которой начинать объяснения принято с нижней (первой) горизонтали. В практике коммуникативных технологий обработки информации принята другая система координат - сверху вниз. Поэтому поля нашей виртуальной шахматной доски мы будем описывать также сверху вниз, сохраняя при этом идентификацию полей в шахматах.
Линия "a" - это вертикаль, на которой содержатся ссылки на учебные материалы дистанционного метода обучения шахматной игре. Поле "a8" содержит ссылку "Приветствие" международного гроссмейстера, профессора РГУФКСиТ Ю.Л. Авербаха, который рассказывает об истории возникновения шахматной игры, этапах ее развития, знакомит с высказываниями знаменитых людей о шахматах. Поле "a7" содержит ссылку на информацию кандидата в мастера спорта, кандидата педагогических наук В.А. Полоудина "О школе". При нажатии на ссылку в поле "a7" открывается страничка, в которой содержится информация о истории существовавшей в СССР телевизионной шахматной школы и задачах, которые мы поставили перед возрождаемой школой дистанционного обучения.

В поле "a6" содержится ссылка "Обращение к родителям", в котором мы объясняем родителям цели и задачи нашей школы, рассказываем о методах обучения и предлагаем сотрудничество.

В поле "a5"   "Помощники" и "Партнеры". Под ссылкой "Помощники" содержатся имена людей, оказавших нам помощь при создании школы шахматной культуры и ее сайта, а "Партнеры" - перечень людей, с которыми мы сотрудничаем на паритетных началах.

В поле "a4" содержится ссылка на присланные вопросы и наши ответы на них. Следует отметить, что ответы даны не на все присланные вопросы, а лишь на те, которые носят обобщенный характер.  На вопросы, представляющие интерес только для автора, ответы отправлялись по электронной почте.

 Поля "a3" и "a2" содержат ссылки, смысл которых понятен из их названия. Это "Программа обучения", "План занятий на очередной месяц 2008/2009 учебного года". Первоначально планировалось организовать ссылку для размещения материалов предыдущих уроков. Но оказалось, что эти материалы скачивают люди, не обучающиеся в нашей школе. Поэтому открытый доступ к этим материалам был прекращен, и они рассылаются в режиме кейс - технологии только зарегистрированным ученикам школы. В настоящее время зарегистрировано шестнадцать учеников из различных регионов России. Что отрадно - есть ученики  из отдаленных от Москвы регионов. Один ученик из Казахстана.
Поле "a1" содержит ссылку на упражнения релаксации, которые представлены в формате PowerPoint. Это было сделано для того, чтобы смена кадров происходила автоматически, и ученики могли выполнять упражнения в заданном темпе. Однако не у всех учеников на компьютерах работает режим автоматической смены кадров. Придется переделывать упражнения. Скорее всего, для этой цели будет написана компьютерная программа.
Линия "b" предназначена для материалов Ю.Л. Авербаха. На полях "b8" и "b7" находятся ссылки на главы из книги Ю.Л. Авербаха "В поисках истины", которые, как мы посчитали, могут оказаться интересными для младших школьников. Это главы "Один на всех" и "О вундеркиндах". В поле "b6" содержится ссылка на введение из книги "Путешествие в шахматное королевство" (в соавторстве с М.М. Бейлиным), где авторы рассказывают о своем опыте освоения премудростей шахматной игры.
В поле "b5" находится ссылка на книгу "Шахматы на сцене и за кулисами", в которой раскрывается прелесть игры в шахматы и испытываемая игроками радость творческого поиска. Поле "b4" посвящается "Самоучителю", который разделен на две части. Часть 1 - это материалы первых тридцати двух уроков для самообучения шахматной игре, а часть 2 состоит из материалов последних (33 - 44) уроков материалов по основам эстетики шахмат.
В поле "b3" - ссылка на "Лекции о шахматной культуре", часть 1 и часть 2. Эти лекции адресованы наставнику, в качестве которого могут выступить учителя, педагоги дополнительного образования, родители и другие старшие члены семьи, и являются своеобразным методическим пособием. В поле "b2" - ссылка на книгу "О чем молчат фигуры", в которой содержится интересный рассказ о шахматной жизни России сто лет тому назад. Глава так и называется: "Перед первой мировой".
В поле "b1" содержится ссылка на задачи из книги "Путешествие в шахматное королевство". В каждом задании имеются задачи разной трудности. Но, что самое интересное, имеются и задачи "с изюминкой", решение которых требует не стандартного подхода.


Заходите, смотрите, читайте, записывайтесь в школу "Два короля".

1 Полоудин В.А. Компьютер и шахматы - история вопроса. //Информатика №14 2004г. - С. 28-30
2 Полоудин В.А. Как создаются компьютерные шахматные программы? - //Информатика №42 2004 г. С. 26-29
3 Полоудин В.А. Курс "Информатика и шахматы": обучение информационным технологиям на примере игры в шахматы. //Информатика, №19, 2005г., С.32-37
4 Полоудин В.А. Компьютерные шахматные программы. //Информатика, 2005г. №21, С.43-45
5 Полоудин В.А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников. М.:, РГУФКСиТ, 2007. - 192с.
6 Полоудин В.А. Гроссмейстеры начальной школы. //ИКТ в образовании, 2008, №3. -С 12-13

Сайт создан в системе uCoz