Вопросы консультаций одаренных детей, обсуждавшиеся на форуме http://kasparovchess.crestbook.com/viewtopic.php?id=3107&p=1 вызвали много вопросов, которые присылали мне  по E-Mail. Я повторяю вопросы и мои ответы, которые носят общий характер. На частные вопросы я отвечаю каждому корреспонденту частным образом на личный почтовый ящик. Пишите. Ваш вопрос без ответа не останется.

 

 

Уважаемый Виталий Александрович!
А как Вы организуете заочное обучение одаренных детей шахматам? Кто Вам в этом помогает? Кого из детей (квалификация, возраст) привлекаете к обучению?

Здравствуйте, Владимир!
Во-первых, поздравляю с вступлением в наше сообщество.
Во-вторых, благодарю за оказанное моей ветке внимание и интерес к проблеме, решением которой я занимаюсь.
В-третьих, извините, отвечу на Ваши вопросы коротко, так как Вы затронули целый пласт проблем, касающихся одаренных детей в шахматах. Думаю, что подробно отвечу на своем сайте. Специально для этого сделаю линию. Скорее всего, заменю информацию на не пользующейся вниманием вертикали g. Как сделать - буду думать. Если есть предложения - приму с благодарностью.

А вкратце я могу ответить так:
Группа должна состоять из пяти - шести человек, максимум - семь. Возраст - от десяти до четырнадцати лет. Квалификация - не ниже первого разряда.
Ребята должны иметь компьютер с выходом в Интернет и установить Skype. Они будут играть между собой еженедельно посредством Chess Planet. И Skype, и Chess Planet можно скачать бесплатно из Интернет.
Партии со своими комментариями присылать мне. Раз в месяц разбор наиболее интересной партии по Skype будет проводить кто-нибудь из ведущих гроссов. Пока согласились трое. Но кто именно - будет зависеть от занятости каждого из них. Это определится в рабочем порядке. Фамилии публично называть не буду. Захотят - сами назовутся. Так мы договаривались. Может быть, кто-то и откажется. Все-таки работа за спасибо, за идею, за шахматы. Я ни на кого не обижался, не обижусь, да и впредь - обижаться не буду.
Не исключаю, что возможно будут дистанционные сеансы одновременной игры гросса с ребятами. Ведь недавно А.Е. Карпов сыграл сеанс с заключенными. Конечно, играть с правонарушителями - это для нашей страны самый актуальный вопрос. А я хочу детишек приобщить к шахматным элитариям. Пусть дистанционно. Но если удастся распечатать партии и отправить по почте ребятам, да с подписью гросса!!!
Может быть, я не по возрасту романтичен. Но с детства помню, как я старался подойти поближе к тренеру, дотронуться до него, задать вопрос. А когда 14 мая на юбилее В.А. Алаторцева я увидел Василия Васильевича Смыслова - у меня ноги стали ватными. Я его поприветствовал, что-то сказал. А потом набрался смелости, подошел к нему в зале и попросил разрешения посидеть рядом с ним. Он меня спросил, кто я и чем занимаюсь. В общем - дежурные вопросы. Но я напитался его аурой. И этот эпизод буду помнить долго.
Извините, что перешел на личное. Но, думается мне, что ребята долго будут помнить о сеансе гросса, в котором они принимали участие.
Смотрите, с каким вниманием дети слушают комментарии Юрия Львовича Авербаха к только что сыгранной Мариной Романько партии с второразрядником Сеней Ломасовым (заходит на мои занятия, но тренируется у Евгении Николаевны Кучумовой в ШК им. Т.В. Петросяна).

В дистанционных консультациях перворазрядников я буду исполнять роль администратора, помощника, готовящего материалы для гросса. Сам помогать ребятам не берусь - квалификация не та. Да и возраст - 12 июля исполнится 69 лет. Но идеи развивающего обучения, методами которого обучаю детей почти сорок лет, - ребятам передам. Помогу чем смогу.
Если найдутся энтузиасты, желающие принять участие в проекте – значит, сможем помочь большему количеству детей.
 

 

Люди!
Владимир из Ульяновска задал животрепещущие вопросы. Они задели меня за "живое". В своей кандидатской диссертации я обосновал возраст в 14 лет для КМС, когда подросток без вреда для своего здоровья может полностью отдаться шахматному спорту. Но Владимир повернул вопрос другой гранью. Он говорит об одаренных детях. И здесь я чисто предположительно опускаю планки: возрастную - до 10 лет, а квалификационную - до первого разряда. При этом оставляю вопрос о дальнейшем увлечении подростка открытым: захочет ли он перейти в спортсмены, или останется в любителях - дело сугубо личное. Но помочь таким детям в совершенствовании мастерства и развитии интеллектуальных способностей - мне думается, что надо попробовать. У меня нет для этого разработанной методики. У меня нет для этого моих авторских компьютерных программ. Но я буду работать в этом направлении. На своем сайте поменял информацию по линии g. Это первая редакция. Посмотрите, выскажитесь. У меня нет опыта работы с перворазрядниками. Буду учиться.
Но предложения о сотрудничестве остаются.
На закрытии учебного года все (дети, их родители, учителя и педагоги) все задавали один вопрос: "Придет ли Марина Евгеньевна в школу в будущем учебном году"? Без согласования с Мариной Романько, я отвечал "да", зная отзывчивость и доброту Марины.

 

Спасибо за подробное разъяснение!
А ульяновских детей примете?
ps "Конечно, играть с правонарушителями - это для нашей страны самый актуальный вопрос"...

Да, Владимир, ульяновских детей приму.
Но, думается мне, лучше, чтобы это были подростки.
В закончившемся учебном году у меня были младшие школьники, которые толком не могли управляться с компьютером. Им помогали старшие в семье, которым рано или поздно, но становилось утомительно тратить время на помощь детям в деле, которое они сами толком не понимают. Только один дедушка написал мне благодарность, сказав при этом, что помогая внуку, сам научился играть в шахматы.
Поэтому из 17 человек осталось 11. Но это начинающие. Если аналогичная история произойдет с шахматистами средней квалификации - уже мне будет жалко впустую потраченное время.
Надеюсь, что ульяновские ребята, которые организуются в группу, будут ответственно относиться к занятиям.
С иркутским тренером мы договорились несколько иначе. У него ребята будут собираться в компьютерном классе школы. Там и будут проходить наши занятия. Там же они будут и играть между собой.
Аналогичная договоренность имеется и с тренером их Пензы, и с учителем информатики из Ханты-Мансийска.
Но это областные Центры. А мне хотелось бы, в первую очередь, поработать с детьми из районных городов. Может быть - даже из сел. Главное - чтобы у них был Интернет.

 

Сайт создан в системе uCoz