Правительство г. Москвы

Департамент образования

ГОУ «Общеобразовательная средняя школа №1349»

 

Рекомендовано
заседанием педагогического совета
школы №1349

 

Протокол от ____ августа 2005 г.

№ ____

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №1349

кандидат педагогических наук

 

________________ Красс Э.Ю.

 

____ августа 2005 г.

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ШАХМАТЫ

авторская программа
дополнительного образования детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Полоудин Виталий Александрович

 

 

 

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы. Программа "Электронные шахматы" разработана во исполнение Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2004 г. №2211 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ".

Настоящая программа создана с учетом специфики требований современной методологии на базе компьютерных программ, апробирована во время обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий в общеобразовательных школах Москвы, детских домах творчества и специализированных детско-юношеских школах.

Большое внимание в программе отводится тренингу и развитию отдельных психических свойств младших школьников: внимания, памяти, логического мышления, пространственного и творческого воображения. При проведении тренинга учитываются особенности личности каждого ребенка.

Немаловажное место уделено также и развитию физических данных младших школьников, в первую очередь – укреплению общего состояния здоровья. Здоровье сберегающие принципы реализованы серией упражнения для рекриации школьников после занятий за шахматной доской и работы за компьютером.

Программа рассчитана на два года обучения. В течение первого года обучения младшие школьники познают начальные сведения о шахматной игре, приобретают умения и навыки, необходимые для участия в турнире для получения четвертого спортивного разряда.

Во втором году обучения для детей, получивших четвертый разряд, проводится обучение и подготовка к турниру на получение третьего спортивного разряда.

Для тех же детей, которые в турнире не набрали нужного количества очков, предусматривается повторная подготовка к участию в таком же турнире, отличающаяся от программы первого года обучения углубленным и расширенным содержанием обучения.

Таким образом, выстраивается логически обоснованная система подготовки шахматистов - любителей четвертого и третьего спортивных разрядов, состоящая из трех групп. В первой группе шахматной игре обучаются новички. Во второй группе дети готовятся к участию в турнире для получения третьего спортивного разряда. В третьей группе – дети, не набравшие необходимого количества очков в турнире пятой категории.

Режим занятий. Занятия проводятся дважды в неделю по два часа.

Цель программы. Программа разработана с триединой целью. Во-первых, педагогический компонент – повышение успеваемости детей по основным предметам общеобразовательной школы.

Второй составляющей комплексной цели обучения младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий является развитие психических качеств младших школьников: внимания, памяти, логического мышления, пространственного и творческого воображения.

Третий компонент составной цели - спортивный – это приобретение учащимися знаний, умений и навыков шахматной игры, необходимых для получения четвертого разряда, а затем – третьего разряда.

Для достижения поставленной цели в программе решаются задачи следующих типов: обучающие, воспитывающие и развивающие.

Обучающие задачи:

·       получение знаний по теории шахматной игры,

·       приобретение навыков применения полученных знаний во время шахматной партии, умений решать шахматные задачи и анализировать шахматные позиции.

Знания учащимися приобретаются во время теоретических занятий шахматной игрой, навыки шахматной игры прививаются школьникам во время практических занятий, умения оттачиваются при выполнении домашних заданий (по желанию детей).

Обучающие компьютерные программы, специально для этой цели разработанные автором и зарегистрированные в Отраслевом фонде алгоритмов и программ Министерства образования и науки [2,3] являются дополнительной мотивацией в обучении младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий.

Воспитательные задачи:

·       привитие младшим школьникам чувства коллективизма, когда они противоборствуют между собой, но выступают сплоченной командой в межгрупповых турнирах, формирование чувства взаимовыручки, проявляющееся при анализе только что сыгранной партии, когда недавние соперники с азартом обсуждают все перипетии законченной партии;

·       воспитание культуры общения – воспитание чувства уважения к сопернику за шахматной доской (исполнения спортивного ритуала: пожатие руки соперника перед началом партии и по окончании игры);

·       воспитание чувства гордости за Россию и отечественные шахматы,

·       строгое соблюдение режима дня, что является одной из составляющих здорового образа жизни, ведение детского дневника;

·       воспитание самообладания.

Развивающие задачи – составляют основу авторской методики обучения младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий и направлены на развитие познавательного интереса к шахматам, их неисчерпаемым возможностям, развитие основных умений учащихся.

В шахматной игре это умение:

·       оценивать позицию,

·       определять наиболее рациональное продолжение партии,

·       строить план партии,

·       анализировать партии,

·       моделировать, то есть, зная привычки и стиль игры соперника, спрогнозировать линию его поведения и найти наилучшее продолжение, опровергающее замысел противника.

Разработанные методические приемы, а также специфические шахматные тренажеры и тесты с применением компьютерных технологий способствуют качественному обучению игре в шахматы учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Этапы реализации программы. Программа реализуется поэтапно, в два учебных года. В первом году обучения учащиеся подготавливаются к турниру пятой категории, а во втором году идет подготовка спортсменов-любителей третьего разряда.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В результате решения обучающих задач первого года обучения учащиеся, занимающиеся по программе подготовки спортсменов-любителей четвертого разряда, будут

знать

Основы

в информатике

в шахматах

·        правила поведения в компьютерном классе;

·        основные компоненты персонального компьютера;

·        правила поведения за шахматной доской во время игры;

·        основные компоненты шахматной доски;

 

Определения

в информатике

в шахматах

·        системного блока;

·        дисплея;

·        клавиатуры;

·        мыши;

·        полей шахматной доски и шахматных фигур;

·        горизонталей, вертикалей, диагоналей;

·        центра шахматной доски;

·        демаркационной линии;

·        королевского фланга;

·        ферзевого фланга.

 

уметь

в информатике

в шахматах

·        включать/выключать компьютер;

·        находить на рабочем столе значки освоенных тренажеров и обучающих программ;

·        набирать отдельные слова на клавиатуре;

·        уверенно управлять мышью;

·        расставлять фигуры в исходной позиции;

·        правильно ходить каждой фигурой;

·        объяснять сделанные ходы;

·        рассказывать о своих планах.

приобрести навыки

в информатике

в шахматах

·        ориентирования по направлениям "вверх", "вниз", "вправо", "влево", "горизонталь", вертикаль", "диагональ";

·        логических выводов о соотношении нескольких предметов на примере шахматных фигур;

·        абстрагирования от конкретной шахматной позиции;

·        оценивать позицию;

·        определять силу фигур в конкретной позиции.

 

В результате решения обучающих задач второго года обучения школьники, занимающиеся по программе подготовки спортсменов-любителей третьего разряда, будут знать

·       основы стратегии шахматной игры;

·       тактические приемы, позволяющие реализовать выработанную стратегию;

·       правила составления плана игры.

будут уметь:

·       формировать выгодные для себя схемы расположения фигур;

·       строить логическую цепочку ходов, приводящую к выбранной схеме;

·       определять возможные ходы противника, опровергающие планируемую задумку.

В результате решения воспитательных задач, как первого, так и второго года обучения младшие школьники будут знать о знаменитых отечественных шахматистах, у них будет развито чувство гордости за отечественную шахматную школу, патриотизм. Дети приобретут навыки уважительного отношения к взрослым и своим товарищам, у них должно появиться чувство коллективизма, сплоченность по принципу «один за всех и все за одного». У детей будет также воспитана культура общения. Немаловажное место в воспитании младших школьников занимает выработка и привычки соблюдения режима дня, ведения записей выполненных за день дел, их хронометраж и анализ по вечерам.

В результате решения развивающих задач, как первого, так и второго года обучения у младших школьников будут развиты психические свойства: память, внимание, логическое мышление и творческое воображение. Кроме того, учащиеся научатся видеть, формулировать и решать проблему, ставить цель, планировать свои действия для достижения поставленной цели, анализировать полученные результаты, контролировать и объективно оценивать свои действия.

В шахматной игре дети будут уметь оценивать позицию, определять наиболее рациональное продолжение партии, строить план партии, анализировать свои и чужие партии, моделировать и прогнозировать линию поведения противника и искать наилучшее продолжение, опровергающее его замысел.

Характеристика детей. Предлагаемая программа ориентирована на школьников третьего класса. Для учеников вторых и четвертых классов она корректируется в соответствии с интеллектуальным развитием детей. Таким образом, программа охватывает младших школьников от семи до десяти лет, что соответствует принятой в детской психологии градации.

Группы младших школьников для обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий формируется строго по желанию учащихся. Желание детей научиться играть в шахматы выступает дополнительной мотивацией для обучения.

Численность групп не превышает десять человек, что обуславливается наличием во многих общеобразовательных школах количеством рабочих компьютеров.

Для определения уровня развития юных шахматистов существуют компьютерные тесты, специально разработанные на основе общеизвестных тестов Ирасека, Люшера и Равена. Полученные в результате предварительного тестирования данные заносятся в персональную карточку учащегося и служат отправной точкой для разработки индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к обучению. Если объяснение нового материала является для всех учащихся практически одинаковым, то в подборе задач, упражнений и домашних заданий преобладает личностно-ориентированный критерий. Элементы развивающего обучения играют существенную роль на занятиях, предназначенных для развития творческих способностей.

Предлагаемая программа имеет образовательное, развивающее направление. Даже присвоение четвертого спортивного разряда по результатам квалификационного турнира пятой категории не может серьезно повлиять на образовательную сторону предлагаемой методики. Поэтому рассматриваемую программу следует оценивать как пропедевтическую.

На втором году обучения младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий по рассматриваемой программе проводится подготовка детей к участию в турнире для получения третьего спортивного разряда в своей возрастной группе. Учитывая, что третий спортивный разряд присваивается по результатам турниров, проводимых по правилам Международной шахматной федерации (ФИДЕ), спортивный компонент программы приобретает больший вес за счет уменьшения объема (но не качества!) психологической подготовки младших школьников.

В случае если найдутся дети, желающие продолжить обучение шахматной игре и совершенствовать свое мастерство, заниматься с ними следует по другой, тренерской методике, готовя из них шахматистов спортсменов-любителей.

 


II-1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первого года обучения.

Подготовка спортсменов-любителей четвертого разряда

№№ пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Общее

В том числе

Теория

Практ.

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

Обучение шахматной игре с применением компьютерных технологий

68

28

4

2.1.

Азбука шахмат

16

7

9

2.2.

Букварь шахмат

14

6

8

2.3.

Грамматика шахмат

22

9

13

2.4.

Арифметика шахмат

16

6

10

3.

Развитие психических способностей с применением компьютерных технологий

48

4

44

3.1.

Развитие внимания

12

1

11

3.2.

Развитие оперативной памяти

11

1

10

3.3.

Развитие логического мышления

13

1

12

3.4.

Развитие пространственного воображения

12

1

11

4.

Культурно-массовые мероприятия

6

-

6

4.1.

Экскурсия на кафедру теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры

2

-

2

4.2.

Экскурсия в Центральный дом шахматиста

2

-

2

4.3.

Экскурсия на чемпионат Москвы
«
Moscow-open»

2

-

2

5.

Подготовка к участию в турнире с применением компьютерных технологий.

6

1

5

6.

Турнир на присвоение разряда по шахматам.

6

-

6

7.

Итоговое занятие.

Организация, подготовка и проведение праздника шахмат «Живые шахматы»

6

-

6

 

ИТОГО

144

35

109

 


III-1. СОДЕРЖАНИЕ

первого года обучения.

Подготовка спортсменов-любителей четвертого разряда

 

Вводное занятие.

Техника безопасной работы в компьютерном классе и правила поведения школьников в компьютерном классе. Правила поведения школьников в компьютерном классе.

История развития компьютерных технологий обработки информации. Древние средства счета. Узелки на веревочке. Счетные палочки (камушки, раковины). Абак. Счеты. Арифмометр. Калькулятор. Компьютер.

Минимальный состав компьютера и правила работы за компьютером. Проводится аналогия между человеком и компьютером: органы чувств соотносятся с устройствами компьютера. Компьютерная программа «Устройство компьютера» - минимальный состав персонального компьютера.

Практическая часть.

1. Физкультминутка с применением компьютерной программы «Рекреация» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

2. Первичное психологическое тестирование учеников по методикам Керна - Ирасека, Люшера, Равена. Результаты заносятся в специальные карточки и служат отправными данными для отслеживания динамики развития каждого ребенка.

Обучение шахматной игре с применением компьютерных технологий.

Азбука шахмат: Правила поведения в компьютерном классе, а также история развития компьютерных технологий и правила работы за компьютером. История возникновения и развития шахмат. Шахматная доска и ее компоненты. Правильное расположение шахматной доски между игроками. Определение шахматных фигур, правила их передвижения по шахматной доске, расстановка фигур в начальной позиции. Как ходят шахматные фигуры (Король, ферзь, ладья, слон). Как ходят шахматные фигуры (Конь и пешка). Расстановка шахматных фигур в начальной позиции. Повторение пройденного материала.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами «Демонстрация шахматной доски», «Демонстрация шахматных фигур», «Ходы шахматных фигур» из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также "Шахматные сказки».

Букварь шахмат: Цель игры в шахматы. Нумерация горизонталей и идентификация вертикалей шахматной доски. Шахматная нотация. Координаты шахматных полей. Шах, мат и пат. Три стадии шахматной партии. Примеры простейших классических партий. Шахматная нотация. Повторение пройденного материала

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами "Шахматный тренажер" из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также "Шахматные сказки" и "Шахматная школа для начинающих".

Грамматика шахмат: Тактика и стратегия в шахматной партии. Правила игры. Правила оценки позиции. Сравнение материала. Анализ позиции. План игры. Составление плана игры. Примеры классических партий. Тактический прием "Вилка". Тактический прием "Ловушка". Тактический прием "Связка". Повторение пройденного материала

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами серии "Как не надо начинать партию" и "Игра вдвоем" из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также программами "Шахматные сказки", "Шахматная школа для начинающих", "Шахматная школа для II IV разрядов".

Арифметика шахмат: Оценка позиции. Определение силы фигур в сложившейся позиции. Понятие шахматной схемы. Разработка шахматной схемы и нахождение путей ее реализации. Шахматные комбинации "Отвлечение", "Завлечение", "Блокировка", "Нападение", "Выигрыш материала". Правила отсечения. Повторение пройденного материала.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами «Решение шахматных задач» из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также "Шахматные сказки", "Шахматная школа для начинающих", "Шахматная школа для II IV разрядов", "Шахматный факультативный курс в школе.

Развитие психических способностей с применением компьютерных технологий.

Развитие внимания.

Непроизвольное внимание развивается посредством программ - тренажеров с выбором объектов без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Произвольное внимание развивается сознательно, преднамеренно.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами-тренажерами «Азбука», «Азбука в рисунках», «Стрелки», «Шахматное пентамино», «Шахматный материал – внимание», «Какой фигуры не хватает» и «Какая фигура лишняя» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

Развитие оперативной памяти.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, а внутри последнего — узнавание, воспоминание и припоминание развиваются посредством специальных компьютерных программ - тренажеров.

.Практическая часть.

Работа на компьютере с программами-тренажерами «Азбука», «Азбука в рисунках», «Стрелки», «Шахматный материал – память», «Найди различия в позициях», «Восстанови позицию», «Разыграй партию» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

Развитие логического мышления.

Развитие аппарата логического мышления включает в себя как проблемы отношения мышления к объективной реальности, так и общих методов познания. Развитие логического мышления у младших школьников проводится на компьютере решением логических задач.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами-тренажерами «Перевозчики», «Переливайка», «Паровозики», «Исполнители», «Транзитивные отношения», «Не транзитивные отношения», «Перебор вариантов», «Несколько отношений», «Шахматные исполнители», «Алгоритмика» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

Развитие пространственного воображения.

Пространственное воображение развивается посредством мысленного представления плана игры до того, как он будет реализован на практике. Ребенок в своем воображении мысленно представляет свои действия, записывает их, и только затем реализует их в процессе игры.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами развития пространственного воображения из Комплекса обучающих компьютерных программ. Компьютерные тренажеры «Различия в картинках», «Пентамино», «Шахматное пентамино», «Соедини объекты».

Подготовка к участию в турнире для присвоения спортивного разряда.

Изучение правил участия в турнире.

Практическая часть.

Выполнение упражнений по адаптированной к условиям детских соревнований методике, разработанной экс-чемпионом мира по шахматам М.М. Ботвинником. Тренировочные партии по правилам проведения турнира.

 

Турнир на присвоение четвертого разряда по шахматам.

Повторение правил поведения участников турнира. Разбор примеров поведения из предыдущих турниров.

Практическая часть.

Подготовка к турниру и участие в нем. Проведение турнира в два круга между обучавшимися учениками. Анализ результатов турнира, определение участников турнира, набравших количество очков необходимого для, присвоения четвертого спортивного разряда.

 

Культурно-массовые мероприятия.

Практическая часть.

·       Экскурсия в Центральный дом шахматиста (ЦДШ) им. М.М. Ботвинника. Цель создания ЦДШ. Лекция историка шахмат Линдера Исаака Максовича. История здания. Большой зал. Зал им. М.И. Чигорина. Портретный зал. Гроссмейстерский зал. Музей шахмат. Подведение итогов экскурсии и подготовка сочинения о впечатлениях от экскурсии.

·       Экскурсия на кафедру теории и методики шахмат Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Лекция заведующего кафедрой Евгения Павловича Линовицкого. История создания кафедры. Ведущие ученые кафедры. Знаменитые выпускники кафедры: чемпион России 2007 года Александр Морозевич. Подведение итогов экскурсии и подготовка сочинения о впечатлениях от экскурсии.

·       Экскурсия на чемпионат Москвы «Moscow-open». Лекция заведующего кафедрой организации шахматной работы РГСУ Костьева Александра Николаевича. История организации чемпионата. Участники чемпионата. Средний рейтинг участников «Группы - А». Детский турнир. Комментирование партий гроссмейстером в режиме реального времени на первых пятнадцати досках в комментаторском зале. Подведение итогов экскурсии и подготовка сочинения о впечатлениях от экскурсии.

 


Итоговое занятие.

Подведение итогов за учебный год. Анализ проведенных мероприятий, их оценка. Подготовка отчета о проделанной работе.

Практическая часть.

·       Организация, подготовка и проведение праздника шахмат «Живые шахматы». Подбор музыкального сопровождения для выхода и перемещения по шахматной доске каждой группы фигур. Разучивание хореографии передвижения фигур. Разыгрывание партии приглашенными для этой цели гроссмейстерами. Оценка участниками и зрителями состоявшегося представления. Подготовка сочинения на тему "Мои впечатления от праздника "Живые шахматы".


II-2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второго года обучения.

Подготовка спортсменов-любителей третьего разряда

№№ пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Общее

В том числе

Теория

Практ.

1.

Вводное занятие

2

 

1

2.

Обучение шахматной игре с применением компьютерных технологий

76

19

57

2.1.

Тактика и стратегия

15

3

12

2.2.

Изучение техники расчета вариантов продолжения партии

14

4

10

2.3.

Совершенствование комбинационных навыков в шахматной игре

16

4

12

2.4.

Формирование навыков игры в каждой стадии партии

31

3

28

3.

Развитие психических способностей с применением компьютерных технологий

42

8

34

3.1.

Развитие отдельных характеристик внимания

7

1

6

3.2.

Развитие долговременной памяти

7

1

6

3.3.

Развитие интуитивного мышления

7

1

6

3.4.

Развитие продуктивного воображения

7

1

6

3.5.

Развитие творческих способностей

12

2

10

4.

Культурно-массовые мероприятия

6

-

6

4.1.

Экскурсия на кафедру педагогики и организации шахматной работы в школе Российского государственного социального университета

2

-

2

4.2.

Экскурсия в Центральный дом шахматиста

2

-

2

4.3.

Экскурсия на чемпионат Москвы
«Moscow-open»

2

-

2

5.

Подготовка к участию в турнире с применением компьютерных технологий.

6

1

5

6.

Турнир на присвоение разряда по шахматам.

6

-

6

7.

Итоговое занятие.

Организация, подготовка и проведение праздника шахмат «Живые шахматы»

6

-

6

 

ИТОГО

144

29

115

 


III-2. СОДЕРЖАНИЕ

второго года обучения
Подготовка спортсменов-любителей третьего разряда

 

Вводное занятие.

Техника безопасной работы в компьютерном классе и правила поведения школьников в компьютерном классе. Правила поведения школьников в компьютерном классе.

Практическая часть.

1. Физкультминутка с применением компьютерной программы «Рекреация» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

2. Повторное психологическое тестирование учеников по методикам Керна - Ирасека, Люшера, Равена. Результаты заносятся в специальные карточки и служат отправными данными для отслеживания динамики развития каждого ребенка. Проводится сравнение с результатами тестирования первого года обучения.

Обучение шахматной игре с применением компьютерных технологий.

Тактика и стратегия

Влияние позиции на соотношение сил. Ограничение подвижности. Форсирующие ходы. Серия ходов, объединенных общей идеей.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами "Демонстрационные партии", «Решение тактических шахматных задач» из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также "Энциклопедия дебютных ошибок", "Шахматная школа для начинающих", "Шахматная школа для II IV разрядов", "Шахматный университет". Игра с компьютерной программой.


Техника расчета вариантов продолжения партии.

Правило квадрата. Подсчет полей (ходов). Подсчет количества ударов. Критические поля проходной пешки.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами «Решение тактических шахматных задач» из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также  "Шахматная школа для начинающих", "Шахматная школа для II IV разрядов", "Шахматный факультативный курс в школе". Игра с компьютерной программой.

Совершенствование комбинационных навыков в шахматной игре.

Мотивы и идея комбинации. Виды комбинаций и их особенности. Техника комбинаций. Предпосылки комбинаций.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами «Решение стратегических шахматных задач» из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также  "Шахматная школа для начинающих", "Шахматная школа для II IV разрядов", "Шахматный факультативный курс в школе". Игра с компьютерной программой.

Формирование навыков игры в каждой стадии партий. Эндшпиль.

Пешечный эндшпиль. Коневые окончания. Разноцветные слоны. Одноцветные слоны. Слон против коня.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами «Решение шахматных задач» из Комплекса обучающих компьютерных программ, а также "Шахматные сказки", "Шахматная школа для начинающих", "Шахматная школа для II IV разрядов". Игра с компьютерной программой.


Развитие психических способностей с применением компьютерных технологий.

Развитие отдельных характеристик внимания.

Значения внимания для шахматиста. Примеры "зевков" из практики ведущих шахматистов.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами-тренажерами «Развитие внимания – третий разряд» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

Развитие долговременной памяти.

Роль долговременной памяти в практике шахматиста. Примеры из высказываний ведущих шахматистов о значении долговременной памяти.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами-тренажерами «Развитие памяти – третий разряд» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

Развитие интуитивного мышления.

Принятие интуитивного решения в практике шахматиста. Примеры принятых интуитивных решений ведущими шахматистами.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами-тренажерами «Развитие мышления – третий разряд» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

Развитие продуктивного воображения.

Продуктивное воображение в практике шахматиста. Высказывания ведущих шахматистов о роли продуктивного воображения при подготовке к турниру.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами-тренажерами «Развитие продуктивного воображения – третий разряд» из Комплекса обучающих компьютерных программ.

Развитие творческих способностей. Автором разработана математическая модель оценки творчества юных шахматистов на компьютере, представленная в приложении.

Практическая часть.

Работа на компьютере с программами развития творческих способностей из Комплекса обучающих компьютерных программ. Компьютерные тренажеры: «Недостающий предмет», «Расставь картинки по порядку и составь рассказ о происходящем», «Восстанови партию», «Составь композицию».

Подготовка к участию в турнире на присвоение третьего разряда.

Правила игры с часами и записью партии.

Практическая часть.

Выполнение физических упражнений и тренировка в психологической подготовке к партии по методике, разработанной экс-чемпионом мира по шахматам М.М. Ботвинником, адаптированной к условиям турнира на получение третьего спортивного разряда.

 

Турнир на присвоение третьего разряда по шахматам.

Повторение правил ФИДЕ проведения кругового турнира. Разбор примеров поведения из турнира на получение четвертого разряда.

Практическая часть.

Повторение наиболее распространенных дебютных схем. Решение шахматных задач. Разбор схем миттельшпиля. Проведение турнира в два круга между обучавшимися учениками. Анализ результатов турнира, определение участников турнира, набравших количество очков необходимого для, присвоения четвертого спортивного разряда.

 

 

Практическая часть.

Проведение турнира в два круга между обучавшимися учениками.

Культурно-массовые мероприятия.

Практическая часть.

·       Экскурсия на кафедру педагогики и организации шахматной работы в школе Российского государственного социального университета;

·       Экскурсия в Центральный дом шахматиста им М.М. Ботвинника;

·       Экскурсия на чемпионат Москвы «Moscow-open»;

 

Итоговое занятие.

Практическая часть.

·       Организация, подготовка и проведение праздника шахмат «Живые шахматы».

 


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Режим занятий. Программа рассчитана на двухгодичное обучение по 144 часа в каждом учебном году.

В конце первого года обучения младшие школьники участвуют в турнире для получения четвертого спортивного разряда. Второй год обучения имеет две разновидности. По результатам турнира, проведенного в конце первого года обучения, не все дети выполняют норму четвертого разряда и получают соответствующий квалификационный билет. Поэтому дети, завершившие первый год обучения успешно (получили четвертый разряд) обучаются по программе подготовки спортсменов-любителей третьего разряда. А дети, не получившие четвертый разряд, продолжают обучение шахматной игре по модифицированной программе первого года обучения. Модификации подвергается содержание темы «Обучение шахматной игре», которое, в дополнение к упражнениям первого года обучения, расширяется более сложными задачами.

На первом году обучения играть в шахматы дети начинают после четырех первых занятий, то есть на третьей неделе обучения.

При изучении правил перемещения фигур по шахматной доске детям даются задания, содержащие искусственные препятствия на шахматной доске, то есть задания, в которых некоторые поля шахматной доски оказываются недоступными, заблокированными.

В процессе обучения младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий по каждой из составляющей комплексной цели обучения проводится свой специфический контроль. Динамика успеваемости отслеживается по классному журналу и четвертным оценкам каждого ученика.

Развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного и творческого воображения контролируется ежемесячным тестированием учащихся и занесением результатов тестирования в персональную карточку ученика.

Психологическое тестирование учеников по методикам Керна - Ирасека, Люшера, Равена позволяет не только создать предварительную картину для определения личностно-ориентированного подхода к обучению, но регулярное проведение такого тестирования позволяет проследить динамику развития психических качеств обучаемых младших школьников.

Динамика освоения детьми содержания программного материала отслеживается по результатам регулярных контрольных соревнований и сеансов одновременной игры.

Здоровье сберегающие методы обучения реализованы в проведении физкультминуток, для проведения которых ученики выстраиваются вдоль рабочих столов, а педагог вызывает на своем компьютере программу "Рекреация" так, чтобы экран монитора был виден всем учащимися. Упражнения выполняются соответственно упражнениям компьютерной программы.

Подготовка и проведение итогового занятия выделяется своим комплексным подходом к его осуществлению. В его подготовке принимают участие многие детские творческие объединения. Надо сшить костюмы, надо разработать сценарий праздника, надо распределить роли. Как правило, в таких праздниках приглашенные мастера разыгрываю одну из известных партий, игранных знаменитыми мастерами шахматной игры. Продолжительность партии составляет примерно десять – пятнадцать ходов. Ограничение количества ходов объясняется необходимостью провести праздник в отведенное время, не утомляя детей.

Для первых трех тем программы способы и формы работы с детьми одинаковы. Применяются методы репродуктивного, личностно-ориентированного и развивающего обучения. Для следующих трех тем способы и формы работы с детьми предоставляются на выбор педагогу. Это рассказ, беседа, видео-тренинг, упражнения, программированное обучение, иллюстрации, лабораторная работа, обучающий контроль, практика. При этом каждая из них характеризуется по следующим признакам: наименование формы и ее назначение, функции педагога, функции ученика, средства обучения, условия, необходимые для успешной реализации формы обучения.

Рассмотрим некоторые из них. Например, беседа. Её сущность состоит в том, чтобы побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных фактов, достижению новых знаний путем выводов, рассуждений. Беседа не является универсальным методом, не дает практических навыков. Подразделяется на три типа: вводная беседа; беседа – сообщение; беседа – закрепление нового материала.

Задача педагога при проведении беседы состоит в следующем. Задать целенаправленные, умело поставленные вопросы, педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план - конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, продумать методику ее организации и проведения. Сделать обобщение и выводы.

Учащиеся во время беседы должны следить за мыслями педагога, только в этом случае они продвигаются в освоении новых знаний, внимательно выслушивать вопросы, отвечать на них, анализировать ответы своих товарищей, высказывать собственное мнение.

Успешность проведения беседы, как формы занятий, зависит от контакта педагога с аудиторией, нужно, чтобы все принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы товарищей, высказывали собственное мнение.

Результативным методическим приемом является видео-тренинг — экранное воспроизведение информации, служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические функции.

При использовании видео-тренинга особое внимание обращается на подбор нужного материала, введение учащихся в круг изучаемых проблем, что позволяет педагогу делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь юным шахматистам в процессе их самостоятельной работы.

Функции учащихся: осмысление, восприятие, умение делать выводы, выделение необходимой информации, самостоятельное исследование.

Для проведения видео-тренинга необходимо иметь видеотеку, видеопроектор, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрыватель, видеомагнитофон, а также компьютер со специальным проектором или специальным монитором.

Особое внимание в процессе освоения программного материала уделяется наглядному ряду, иллюстрациям: демонстрация и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д. существенно облегчают процесс формирования понятий.

Для педагога важно определить оптимальный объем иллюстрируемого материала, подготовить заранее иллюстрации, диаграммы, графики, схемы, таблицы, карты, плакаты и т.д.

Дети занимаются четыре часа в неделю.

Первый и третий (первый час во второй недельной паре) часы следует отводить для занятий собственно шахматами. На первом часе - объяснение нового материала и его закрепление на компьютере. Обязательно, но по желанию учащихся, выдается домашнее задание. Третий час (он первый во втором недельном занятии) посвящается проверке домашнего задания, разбору ошибок и повторению пройденного материала на натуральной шахматной доске.

Второй час отводится для психологического тренинга с целью развития упоминавшихся ранее психологических качеств ребенка: внимания, памяти, логического мышления, пространственного и творческого воображения. Во второй половине часа следует провести тестирования. По пройденному тренингу выдаются рекомендации, выполнение которых обсуждается на втором занятии следующей недели.

Четвертый час – самый важный с точки зрения гармоничного развития детей. Главная его особенность – это выполнение детьми творческих заданий. Даже если задача более чем простая, например, «Поставить на шахматной доске королей в оппозицию». Эта задача имеет много решений. Каждый ребенок придумает свою позицию. А после выполнения задания необходимо провести коллективное обсуждение выполненной работы.

Четвертый час предназначен также и для культурно-просветительской работы с детьми. От десяти до пятнадцати минут посвящаются вопросам истории развития шахматной игры, ознакомлению с биографиями и творчеством великих отечественных шахматистов, месту шахмат в жизни знаменитых отечественных ученых, просветителей и деятелей народного образования, а также писателей, художников, композиторов и других представителей творческой интеллигенции.

На этом же, четвертом, часе происходит также и устранение «огрехов», которые неминуемо возникнут. В этом случае первостепенную роль должны сыграть дети, правильно выполнившие соответствующие задания. То есть, работа с учениками проводится по принципу «обучает обучаемый».

Дидактический материал содержится в компьютерных программах, перечень которых представлен списке рекомендуемой литературы.

Условия реализации программы.

При реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1.     Шахматы (комплект шахматной доски и фигур) - 10 ед.;

2.     Шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур – 1 ед.;

3.     Шахматные часы – 5 ед.;

4.     Бланки для записей партий – 1000 ед.;

5.     Бланки – «пустографки» шахматной доски;

6.     Набор картонных, пластмассовых фишек (фигурок, монет);

Для реализации программы необходимо следующее программно-компьютерное обеспечение:

7.     Персональные компьютеры типа IBM PC;

8.     Операционная система MS Windows;

9.     Компьютерные программы, перечисленные в списке рекомендуемой литературы.

 

Обучать младших школьников шахматной игре по программе могут учителя начальных классов, учителя физического воспитания, учителя информатики, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, прошедшие переподготовку по специальной программе.

Для достижения поставленной триединой цели – повышение успеваемости, развитие психических качеств младших школьников и подготовке спортсменов-любителей необходимо проводить занятия два раза в неделю по два спаренных часа с десятиминутным перерывом между часами. Таким образом, в неделю на два занятия отводится суммарно четыре часа.


Список пособий по шахматам.

1.     Гришин В.Г., Ильин Е.И., Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске. - М.: Физкультура и спорт, 1972.

2.     Давыдюк С.И. Начинающим шахматистам. Минск, Беларусь, 2002.

3.     Карпов А.Е., Шингирей А.Б. Школьный шахматный учебник. Начальный курс в двух томах. М.: RUSSIAN SHESS HOUSE, 2005.

4.     Костров В., Давлетов Д. Шахматы для детей и родителей. М.: 2005.

5.     Майзелис И.Л. Шахматы: Основы теории. - М.: Детгиз, 1960.

 

Список компьютерных шахматных программ

1.     Абрамов С.П. Шахматная школа для начинающих. ООО "Дайв". М.: 2001

2.     Гончаров В.И. Шахматные сказки. ООО "Дайв". М.: 2000

3.     Журавлев Н. Шахматная школа для IVII разрядов. ООО "Дайв". М.: 2001

4.     Костьев А.Н. Шахматный факультативный курс в школе. ООО "Дайв". М.: 2005

5.     Полоудин В.А. Комплекс обучающих компьютерных программ. ООО "Дейв". М.: 2006

6.     Полоудин В.А. Программный тренажер памяти "Азбука в рисунках", развивающий логику, абстрактное мышление и познавательный интерес. Мин. образования РФ. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №3239. Номер государственной регистрации 502004000162. 2004г.

7.      Полоудин В.А. Программный тренажер "Стрелки", развивающий память абстрактное мышление и познавательный интерес. Мин. образования РФ. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №3240 ". Номер государственной регистрации 502004000163, 2004г.

Сайт создан в системе uCoz