ПРАВИЛА ШАХМАТ ФИДЕ

Правила рассмотрены и утверждены на коллегии арбитров РШФ

 

Правила шахмат ФИДЕ относятся к игре за шахматной доской. Подлинной версией Правил шахмат является английский текст, который был одобрен 75-м Конгрессом ФИДЕ в Кальвио (Испания) в октябре 2004 года вступил в силу 1 июля 2005 года. (В этих Правилах слова "он", "его" и "ему" соответствуют словам "она", "ее" и "ей").

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают в процессе игры, и не предусматривают решение организационных вопросов. В тех случаях, когда статьи Правил не могут урегулировать ситуацию, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах. Правила предполагают, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым смыслом и абсолютно объективны. Кроме того, подробные Правила лишили бы арбитра свободы при принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает все шахматные федерации принять эту точку зрения. Любая Федерация имеет право ввести более подробные Правила, но они: 

а) не должны противоречить официальным Правилам шахмат ФИДЕ; 

b) их применение ограничивается территорией данной федерации; 

с) недействительны для любого матча, чемпионата или квалификационного соревнования ФИДЕ или турнира, где определяются звания или рейтинг ФИДЕ.

Все замечания и предложения можно присылать в Коллегию арбитров РШФ по адресу: 121019, Москва, Гоголевский бульвар, 14.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Статья 1: Характер и цели игры в шахматы

1.1.  В шахматы играют два партнера, которые по очереди перемешают свои фигуры на квадратной доске, называемой "шахматной". Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию. Шахматист получает право хода, только после того как его партнер завершил ход.

1.2.  Цель каждого игрока состоит в нападении на короля противника таким образом, чтобы король противника не имел никакого спасения. Считается, что игрок, который достигает этой цели, заматовал короля соперника и выиграл партию. Партнер, король которого заматован, проиграл партию. Оставлять своего короля под нападением и подвергать его нападению не разрешается.

Взятие короля противника запрещено.

1.3.  Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Статья 2: Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1.  Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8x8), поочередно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2.  В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур ("белые"); другой -16 темных фигур ("черные").

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие: 

Белый король                 

Белый ферзь                

Две белые ладьи         

Два белых слона          

Два белых коня            

Восемь белых пешек  

Черный король             

Черный ферзь              

Две черные ладьи       

Два черных слона        

Два черных коня          

Восемь черных пешек

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

 

 

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются "вертикалями". Восемь горизонтальных рядов квадратов называются "горизонталями". Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются "диагоналями".

Статья 3: Ходы фигур

3.1.  Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле, согласно Статьям 3.2 - 3.8. Фигура нападает на поле, даже если она не может пойти на это поле, потому что, это оставило бы или поместило бы короля того же цвета под нападение.

3.2. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

 

 

3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

 

 

 3.4. Ферзь может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

 

 3.5.  Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

3.6.  Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

 

3.7. Пешка может ходить только вперед:

а) на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали;

b) с исходной позиции, как в случае (а) - на одно поле, так и на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;

с) на поле, занимаемое фигурой партнера, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

d) Пешка, атакующая поле, которое пересекла пешка партнера, продвинутая с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку,

как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием "на проходе",

 

е) Пешка, которая достигает самой последней горизонтали от своей исходной позиции, должна быть заменена на ферзя или ладью, или слона, или коня того же цвета, это является частью хода. Эта замена пешки называется "превращением", действие новой фигуры начинается сразу.

Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты раньше. 

3.8. Существует два различных способа делать ход королем:

а) ходить на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже, если они не могут ходить.

 

б) делать "рокировку".

Это перемещение короли и одной из ладей того же цвета по исходной горизонтали, выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на следующее за ним поле.

 

Слева вверху - положение перед рокировкой белых не королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг.

Справа вверху - положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг.

 

Слева вверху - положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.

Справа вверху - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг

(1) Рокировка невозможна:

а) если король уже двигался с исходного места,

b) с той ладьей, которая уже двигалась с исходного места.

(2) Рокировка временно невозможна, если атаковано одной из фигур партнера поле:

а) на котором стоит король или которое он должен пересечь или которое он должен занять;

b) если между королем и ладьей, с которой может быть произведена рокировка, находится какая-то фигура.

3.9 Король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры не могут двигаться. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

 

Статья 4: Выполнение ходов

4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.

4.2.  При своем ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, что он сначала предупредит о своем намерении (например, сказав "поправляю").

4.3.  Если игрок, который должен делать ход, намеренно касается на шахматной доске (кроме случаев, приведенных в Статье 4.2):

а) одной или несколько своих фигур, он должен сделать ход первой фигурой, до которой дотронулся, если такой ход возможен,

b) одной или несколько фигур партнера, он должен взять первую фигуру, до которой дотронулся, взятие которой возможно.

с) одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти или взять первую тронутую фигуру партнера другой своей фигурой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

4.4.  а) Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.

b) Если игрок намеренно касается ладьи, а затем короля, рокировка не разрешается, и к ситуации должна быть применена Статья 4.3(а). 

с) Если игрок, который хочет сделать рокировку, касается короля, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет хода, игрок может сделать любой возможный ход. 

d) Если игрок превращает пешку, выбор фигуры завершен, когда эта фигура коснулась поля превращения.

4.5.  Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6.  Если фигура поставлена на поле, как возможный ход или часть возможного хода, она не может пойти на другое поле. Ход считается сделанным, когда все требования Статьи 3 полностью выполнены:

а)  в случае взятия, когда взятая фигура снята с доски и игрок, поставив свою фигуру на это поле, отпустил руку,

b)  в случае рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи на поле, пересеченном королем. Если игрок отпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок не имеет права сделать другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если это возможно,

с) в случае превращения пешки, когда она снята с доски и игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения. Если игрок отпустил руку от пешки, которая достигла поля превращения, то ход еще не сделан, при этом игрок не имеет права пойти пешкой на другое поле. 4.7. Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он намеренно коснется фигуры.

Статья 5: Завершение партии

5.1. Партия считается выигранной игроком

а) который поставил мат королю партнера. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута, разрешенным Правилами, ходом, 

b) партнер которого заявляет, что сдается. Это немедленно заканчивает игру.

5.2. Партия считается закончившейся вничью,

а)  если игрок, который должен ходить, не имеет никакого, разрешенного Правилами, хода, а его король не находится под шахом.  О такой партии говорят, что она закончилась "патом". Это немедленно заканчивает игру, если пат возник в результате хода, разрешенного Правилами.

b) если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любой серией возможных ходов. Это немедленно заканчивает игру, если эта позиция была достигнута ходом, разрешенным Правилами. 

с) по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Это немедленно заканчивает партию (см. Статью 9.!). Партия может закончиться вничью:

d)  если любая одинаковая позиция возникнет или возникла на шахматной доске, по крайней мере, в третий раз (см. Статью 9.2)

е) если последние 50 последовательных ходов были сделаны игроками без движения любой пешки и без взятия любой фигуры (см. Статью 9.3).

 

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

Статья 6: Шахматные часы

6.1. "Шахматные часы" - это часы с двумя циферблатами, соединенными между собой так, что только один из них может работать в одно и тоже время. В Правилах шахмат термин "часы" означает показание времени на одном из двух циферблатов. "Падение флажка" означает, что время, отведенное игроку, закончилось.

6.2.  а) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; в случае использования электронных часов игрокам может добавляться определенное дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть указано заранее.

b) Время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме режима задержки времени. В режиме задержки времени оба партнера получают основное время на обдумывание, а так же при каждом ходе - фиксированное дополнительное время. 

Отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого 

фиксированного добавочного времени, то основное время не изменяется, независимо от величины использованного добавочного времени.

6.3.  Каждый циферблат снабжен "флажком". Сразу же после падения флажка необходимо проверить требования Статьи 6.2(а).

6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.

6.5.  В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

6.6.  Если ни один из игроков не является к началу игры, то игрок, играющий белыми, теряет время, которое пройдет до его прибытия, если правила 

соревнования или решения арбитра не будут другими.

6.7.  Любой игрок, приходящий на партию спустя более одного часа после назначенного времени начала тура, проигрывает партию, кроме случая, когда правила соревнования или решения арбитра будут другими.

6.8. а) В ходе партии каждый игрок, сделав ход на доске, должен остановить свои часы и включить часы партнера. Игрок всегда должен иметь возможность остановить свои часы. Его ход считается незавершенным, пока он не сделал этого, если только сделанный ход не заканчивает игру (см. Статьи 5.1, 5.2). Время между совершением хода на доске и переключением часов включается в отводимое на этот ход время.

b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Игроку запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней. 

с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается бить по часам, поднимать или опрокидывать их. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.

d) Если игрок не может переключать часы, он может предложить выполнять это помощнику, который должен быть утвержден арбитром. Показания часов должны быть скорректированы арбитром.

6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда игрок делает правильное заявление об этом.

6.10.  Если игрок не сделал предусмотренное количество ходов за отведенное время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, где применяются Статья 5.1, или один из пунктов Статьи 5.2 (а), (b) и (с). Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что партнер не может 

поставить мат королю любой серией ходов, разрешенных Правилами, даже при самой неквалифицированной игре.

6.11. Показание часов считается окончательным, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены, а 

арбитр должен постараться, как можно точнее установить время на замененных часах.

6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, то:

а) партия должна продолжиться, если это произойдет в любой период игры, кроме последнего периода (когда должны быть сделаны все оставшиеся ходы); b) партия заканчивается вничью, если это случается в последний период игры.

6.13. а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы. 

b) Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки или по поводу невозможного хода.

c) В каждом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока причина для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет веской причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.

6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и (или же) фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитр должен как можно более точно определить время, которое должно быть установлено на часах. Он также должен, в случае необходимости, отрегулировать счетчик ходов на часах.

6.15.  В игровом зале разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные шахматные доски, показывающие текущие позиции, ходы и их число, а также часы, показывающие количество сделанных ходов. Игрок не может делать заявление на основании этой информации.

 

Статья 7: Нарушения и неправильности

7.1. Если во время игры обнаруживается:

а) что начальная позиция фигур была неправильной, партия должна быть отменена и играется новая партия;

b) что только доска была установлена не так, как требует Статья 2.1, партия продолжается, но достигнутая позиция должна быть перенесена на правильно расположенную доску.

7.2.  Если партия началась другим цветом, игра продолжается, если только арбитр не решит иначе.

7.3.  Если игрок сдвинет одну или более фигур на доске, он должен восстановить правильную позицию за свое время. При необходимости игрок или его партнер должны остановить часы и обратиться за помощью к арбитру. Арбитр может наказать игрока, сдвинувшего фигуры.

7.4.  а) Если в ходе игры обнаруживается, что был сделан, невозможный по Правилам, ход, включая нарушения требований о превращении пешки или взятие короля партнера, то должна быть восстановлена позиция перед совершением этого невозможного хода. Если позиция перед нарушением не может быть восстановлена, партия должна продолжаться с последней, установленной до этого нарушения, позиции. Показания часов должны быть установлены согласно Статье 6.14. К ходу, который совершается вместо невозможного, применяется Статья 4.3. После этого партия должна быть продолжена с восстановленной позиции.

 

Комментарий к Статье 7.4а.

Невозможный ход при классическом контроле фиксируется участником, а если он не заявил о невозможном ходе и сделал ответный ход, арбитром.

Если заявление делает участник, то он останавливает часы и обращается к арбитру. В этом случае арбитр предупреждает игрока, совершившего невозможный ход, и добавляет заявителю 2 минуты. Если участники решают проблему, не обращаясь к арбитру, дополнительное время не добавляется.

Если игрок не увидел, что партнер совершил невозможный ход, и сделал ответный ход, арбитр останавливает часы, просит исправить невозможный ход, но не добавляет дополнительное время.

b) В случае применения Статьи 7.4(а) за первых два невозможных хода, сделанных игроком, арбитр должен добавить его противнику, заявившему об этом, в каждом случае две дополнительные минуты; если игрок делает третий невозможный ход, партия должна быть объявлена проигранной этим игроком. 7.5. Если в ходе игры обнаружится, что фигуры были сдвинуты с их полей, должна быть восстановлена позиция перед нарушением. Если позиция, которая была перед нарушением, не может быть восстановлена, партия продолжается с последней восстановленной позиции. Показания часов должны быть установлены в соответствии со Статьей 6.14.

Статья 8: Запись ходов

8.1.  Во время игры от каждого игрока требуется вести запись своих ходов и ходов партнера, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (Приложение  Е),   на  бланке,   предназначенном  для  этого   соревнования. Запрещается записывать ходы заранее, если игрок не требует ничью согласно Статье 9.2 или Статье 9.3. Игрок может ответить на ход партнера перед тем, как его записать, но он должен записать свой предыдущий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке. (Приложение Е.12)

Если игрок не в состоянии сам вести запись, то он может предоставить помощника, который должен быть утвержден арбитром, или он может просить обеспечить его помощником для записи ходов. Его часы должны быть скорректированы судьей.

                                                  

Комментарий к Статье 8.1.

Арбитр по заявлению партнера должен сделать игроку замечание о недопустимости ведения записи ходов до их воспроизведения на доске,

затем - предупреждение. В случае третьего нарушения арбитр добавляет партнеру две дополнительные минуты.

8.2.  Судья должен иметь возможность видеть бланк для записи на протяжении всей партии.

8.3. Бланки для записи являются собственностью организаторов соревнования.

8.4.  Если у игрока остается на часах менее пяти минут до контроля и ему не добавляется дополнительное время (30 секунд или более) после каждого хода,

то он не обязан следовать требованиям Статьи 8.1. Сразу после падения одного флажка игрок, который не вел запись, должен полностью восстановить запись партии на бланке до того, как он сделал следующий ход на шахматной доске. Если при этом его ход, он может воспользоваться бланком партнера, но он должен вернуть его перед своим ходом.

Комментарий к Статье 8.4.

Игрок должен восстановить запись сразу пост падения флажка за счет своего времени, так как в этот момент необходимо убедиться, что контроль пройден.

8.5. а) Если оба игрока не в состоянии вести запись в соответствии  со Статьей 8.4, арбитр или его помощник должен стараться присутствовать и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем обоим партнерам следует полностью восстановить свои бланки записей, используя запись арбитра или бланк партнера, 

b) Если в обоих бланках ходы записаны не полностью, партнеры должны восстановить запись на другой доске под наблюдением арбитра. Арбитр должен остановить часы, записать фактическую позицию на доске, показания часов и число сделанных ходов, прежде чем начнется восстановление записи.

8.6. Если бланки записи не могут быть восстановлены до возникшей позиции, и нельзя подтвердить, что игрок превысил отведенное ему время, партия 

продолжается и делается очередной ход. Ход считается первым до следующего контроля, если не выяснилось, что ходов сделано больше.

8.7.  По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка, указывающие результат партии. Даже если результат указан неверно, он должен быть засчитан, если арбитр не решит иначе.

Статья 9: Ничья

9.1.  а) Игрок, который хочет предложить ничью, должен сделать это после выполнения своего хода на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но должна учитываться Статья 12.6. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. При этом предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока партнер не примет его или отвергнет его устно; отклонит его, касаясь фигуры с намерением сделать ход или взятие; или же партия завершится другим путем.

b) Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке с помощью символа - =.

с) Требования ничьей в соответствии со Статьями 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.

9.2.  Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не менее трех раз (не обязательно повторением ходов):

а) может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход,

b) уже возникла и игрок, чья очередь хода, требует ничью.

Позиции, упомянутые в пунктах (а) и (b) считаются одинаковыми, если очередь хода за тем же самым игроком, а фигуры того же самого типа и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков - те же самые. Позиции не считаются одинаковыми, если пешка, которая могла быть взята на проходе, в новой позиции уже не может быть взята таким образом. 

9.3. Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если:

а) он записывает ход на бланке и заявляет о своем намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны игроками без перемещения пешек и взятия фигур;

b) последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пешек и без взятия любой фигуры.

9.4.  Если игрок делает ход без заявления о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью, согласно Статьям 9.2 и 9.3.

9.5.  Если игрок заявляет о ничьей согласно Статьям 9.2 или 9.3, он сразу же должен остановить часы. Он не может забрать свое заявление назад.

а) если такое заявление окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью;

b) если оно окажется неправильным, арбитр должен добавить к оставшемуся у партнера времени три минуты. Кроме того, если заявитель имеет более двух минут на его часах, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявителя времени, но не больше трех минут. Если игрок, потребовавший ничью, имеет больше одной минуты, но меньше двух, его остающееся время должно быть одна минута. Если заявитель имеет меньше одной минуты, арбитр не должен изменять показание часов заявителя. Партия должна продолжаться и должен быть сделан заявленный ход.

9.6. Партия заканчивается вничью, когда достигается позиция, в которой мат не может быть поставлен любой серией ходов, разрешенных Правилами, даже при самой неквалифицированной игре. Это немедленно заканчивает партию.

Статья 10: Быстрая игра до конца партии

10.1. "Быстрая игра до конца партии" - это последняя фаза партии, когда все оставшиеся до конца партии ходы должны быть сделаны в ограниченное время.

10.2.  Если у игрока, который должен делать ход, остается менее двух минут, он может заявить о ничьей, до того как упал его флажок. Он должен 

остановить часы и позвать арбитра.

а) Если арбитр согласен, что партнер не пытается выиграть партию нормальными средствами, или, что невозможно выиграть нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. В противном случае он должен отложить свое решение или отклонить заявление.

b) Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия продолжается в присутствии арбитра, если возможно. Судья должен объявить окончательный результат в партии позже или после того, как флаг упал. Он должен объявить ничью, если он согласен, что заключительная позиция не может быть выиграна нормальными средствами, или, что партнер не делал достаточных попыток победить 

нормальными средствами.

с) Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание. 

d) Решение судьи в отношении пунктов (а), (b) и (с) должно быть окончательным.

Комментарий к Статье 10.2.

Самое спорное правило. Оно исчезает при применении электронных часов, если используются режимы С добавлением времени.

В 10.2.С. добавляются 2 минуты только, если арбитр считает заявление о ничьей заведомо ложным. Чаще всего арбитр просит продолжать игру и смотрит, как 

игрок, отклонивший ничейное предложение, пытается играть на победу. Если таких попыток арбитр не видит, то, не дожидаясь падения флажка, он фиксирует ничью.

Статья 11: Учет результатов

11.1. Если заранее не установлено иначе, то игрок, который выиграл партию, или выиграл из-за неявки партнера, получает одно очко (1), игрок, который проиграл, не получает очков (0), а игрок, сыгравший вничью, получает пол-очка (1/2).

Статья 12: Поведение игроков

12.1. Игроки не должны допускать никаких действий, которые наносят ущерб репутации шахматной игры.

12.2.  а) Во время партии игрокам запрещается использовать какие-либо заметки, источники информации, советы, или анализировать на другой доске, 

b) Строго запрещается приносить мобильные телефоны или другие электронные средства связи, не разрешенные арбитром, в турнирное помещение. Если мобильный телефон игрока зазвонит в турнирном помещении во время игры, этому игроку должно быть засчитано поражение. Результат противника должен быть определен арбитром.

Комментарий к Статье 12.2.b.

Должен быт поставлен 0 - за звонок мобильного телефона, а партнеру 1/2, если у него нет достаточного материала, чтобы поставить кооперативный мат.

12.3.  Бланки партий предназначены только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей.

12.4. Игроки, которые закончили свои партии, становятся зрителями.

12.5. Игрокам не разрешается покидать турнирное помещение без разрешения судьи. Турнирное помещение определяется как игровая площадка, туалетные комнаты, зона отдыха, места для курения, а также все другие места, указанные судьей. Игрок, за которым очередь хода, не может оставлять игровую площадку без разрешения судьи.

12.6.  Запрещается отвлекать или раздражать противника каким-либо способом. Это включает необоснованные претензии или необоснованные 

предложения ничьей.

12.7.  Нарушение любой части Статей 12.1-12.6 должно наказываться в соответствии со Статьей 13-4.

12.8. Участник, упорно отказывающийся соблюдать Правила Шахмат, должен быть наказан присуждением поражения. Результат, который будет засчитан партнеру, определяется арбитром.

Комментарий к Статье 12.8.

Может быть поставлен 0 - за несоблюдение Правил Шахмат, а партнеру 1/2, если у него нет достаточного материала, чтобы поставить кооперативный мат.

12.9.  Если оба игрока признаны виновными согласно Статье 12.8, партия должна быть объявлена проигранной обоими.

Статья 13: Роль арбитра (см. Предисловие)

13.1. Арбитр должен обеспечить, чтобы Правила Шахмат строго соблюдались.

13.2. Арбитр должен способствовать наилучшему проведению соревнования: обеспечивать хорошие игровые условия, следить, чтобы игрокам не мешали. Он должен внимательно контролировать ход соревнования.

13.3.  Арбитр должен наблюдать за партиями, особенно когда игроки испытывают недостаток времени, обеспечивать соблюдение решений, которые он принимает, и, при необходимости, налагать на игроков предусмотренные наказания.

13.4. Арбитр может применять одно или несколько из следующих наказаний: 

а)предупреждение;

b) увеличение оставшегося у партнера времени;

с) уменьшение оставшегося времени игроку, который нарушил Правила;

d) объявление о проигрыше партии;

е) уменьшение количество очков у игрока, который нарушил Правила;

f) увеличение набранных очков партнеру, предусмотренное для этой партии;

g) исключение нарушителя из соревнования.

13.5. Арбитр может добавить время на обдумывание как одному, так и обоим игрокам в случае постороннего вмешательства в игру.

13.6.  Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, указанных в Правилах шахмат. Он не должен указывать количество сделанных ходов, кроме применения Статьи 8.5, когда один игрок просрочит время. Арбитру следует воздерживаться от сообщения игроку о том, что его партнер сделал ход или что этот участник забыл переключить часы.

13.7.  а) Зрителям и игрокам не разрешается разговаривать в турнирном помещении, каким-нибудь способом мешать другим игрокам. В случае необходимости, арбитр может удалить нарушителей из турнирного помещения.

b) Запрещается пользоваться мобильным телефоном в турнирном помещении.

Комментарий к Статье 13                                                     

Может быть поставлен О - игроку за несоблюдение Правил Шахмат, а партнеру 1/2, если у него нет достаточного материала, чтобы поставить кооперативный мат.

 

Статья 14: ФИДЕ

14.1. Федерации, являющиеся членами ФИДЕ, могут обращаться в ФИДЕ с просьбой дать официальное разъяснение по проблемам, касающимся Правил Шахмат.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Приложения будут выкладываться на сайт по мере изучения материала.

 

Сайт создан в системе uCoz