В 1986 году на центральном телевидении была закрыта телепередача "Шахматная школа", существовавшая с 1969-го года, которая по своей сути была первой заочной телевизионной шахматной школой. В этой телевизионной школе занятия вели известные шахматисты.
Директором школы была третья в истории шахмат чемпионка мира, международный гроссмейстер Елизавета Ивановна Быкова, которая оценивала присланные слушателями ответы на задания. С начинающими шахматистами работали двое. Младших школьников азам шахматной игры сначала обучал кандидат в мастера спорта, заслуженный тренер России Сергей Григорьевич Воронков, а затем - гроссмейстер Людмила Сергеевна Белавенец. С детьми постарше и со взрослыми работал мастер спорта Шашин Борис Сергеевич. Шахматистов, желавших повысить свое мастерство, обучали (вернее будет сказать – тренировали) три маститых шахматиста, каждый непревзойденный знаток в своей области. Разновидности начал шахматных партий преподавал международный мастер Михаил Михайлович Юдович. Тонкости шахматной борьбы в середине игры преподносил международный гроссмейстер Александр Александрович Котов, а особенности окончаний – международный гроссмейстер Юрий Львович Авербах.
"Шахматная школа" была очень популярной, ее любили и дети, и взрослые. Тем не менее, возникшая в восьмидесятые годы перестройка общества с ее экономическими трудностями отразилась и на телевидении: телевизионная передача "Шахматная школа" оказалась не нужной никому из руководства телевидением.
Сегодня мы, гроссмейстер Авербах Юрий Львович и я, Полоудин Виталий Александрович, – кандидат педагогических наук, кандидат в мастера спорта по шахматам, предпринимаем попытку возрождения виртуальной шахматной школы.
Возрождаемая виртуальная шахматная школа несколько отличается от существовавшей телевизионной школы. Перечислим некоторые, наиболее существенные, различия этих школ.
Во-первых, возрождаемая школа будет функционировать не как телевизионная, а как виртуальная школа посредством глобальной сети Интернет. Для этого у учеников должен быть персональный компьютер и выход в Интернет.
Во-вторых, материалы занятий будут сохраняться в Интернете, для чего в нашем виртуальном учебном пособии будет создан специальный архив. Материалы занятий можно будет не только посмотреть, но и скачать. Каждый сможет посмотреть материалы прошедших занятий в удобное для него время. Таким образом, проблема часовых поясов будет решена.
В третьих, благодаря возможностям Интернет, можно будет воспользоваться ресурсами электронной почты и задать вопрос по ходу занятия в интерактивном режиме с тем, чтобы тут же получить ответ на возникший вопрос. Такая возможность максимально приблизит проводимые занятия к условиям очного обучения.
Свой многолетний опыт обучения шахматной игре Юрий Львович со всей щедростью своей души передает ученикам нынешней школе шахматной культуры, которая работает по воскресеньям в центре Москвы.
Школа шахматной культуры "Два короля" начиналась в 2005/2006 учебном году с систематических занятий в рамках дополнительного образования в негосударственном образовательном учреждении - экспериментальном учебном комплексе (ЭУК) развивающего обучения младших школьников по системе Эльконина – Давыдова. Главнейшие условия обучения - добровольность и желание учащихся научиться играть в шахматы, познать всю прелесть шахматной игры, научиться творить за шахматной доской. В ЭУК был проведен педагогический эксперимент с целью изучения влияния обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий на развитие психических способностей и становление игровых навыков у младших школьников. Параллельно обучение младших школьников шахматной игре с применением компьютерных технологий, без проведения эксперимента, проводилось и в государственной общеобразовательной школе 1349 г. Москвы.
В том же, 2005/2006 учебном году, методика обучения и программное обеспечение, являющееся дидактическим приложением к авторской методике, были на безвозмездной основе переданы в школу - интернат №31 для апробации и оценки пригодности методики в реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). Следует отметить, что у многих детей с ДЦП наблюдаются различные отклонения в психическом развитии, в том числе - олигофрения. Забегая вперед, отметим, что весной 2008 года, то есть после трехлетнего обучения шахматной игре по авторской методике, у троих детей, обучавшихся шахматной игре, был снят диагноз "олигофрения".
Эксперимент в ЭУК дал положительные результаты, которые проанализированы в диссертации В.А. Полоудина на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Электронная версия автореферата диссертации размещена по адресу: http://www.teoriya.ru/dissert/avtoref/poloudin.doc и продублирована по адресу http://www.teoriya.ru/dissert/avtoref/?nid=803. Обобщенные результаты педагогического эксперимента приводятся на отдельной страничке.
В 2006/2007 учебном году проводилась разработка концепции очной школы шахматной культуры с ее апробацией в ГОУ СОШ 1349, а в 2007/2008 учебном году с целью обучения младших школьников шахматной культуре с применением компьютерных технологий был создан временный творческий коллектив.
В начале учебного года была создана группа учащихся, численностью в четырнадцать человек, в состав которой вошли учащиеся начальных классов из различных школ г. Москвы. Одна девочка была из старшей группы детского сада. К концу учебного года группа сократилась до десяти человек.
Все дети, обучавшиеся в 2007/2008 учебном году в нашей очной школе шахматной культуры, были награждены грамотами и книгами по шахматам с автографами преподавателей. Надо отметить, что по инициативе родителей каждое занятие заканчивалось коллективным чаепитием в не формальной обстановке, что способствовало созданию атмосферы дружбы и взаимопониманию детей. Некоторые родители высказали пожелание усилить спортивную подготовку детей, что соответствует нашим планам обучения. Поэтому в новом учебном году мы планируем готовить детей к участию в турнирах. Расставались дети с огорчением и большим желанием вновь встретиться в сентябре.
И это не случайно, потому, что все свое время, весь свой богатейший опыт шахматиста – практика Юрий Львович на общественных началах передавал младшим школьникам - подрастающему поколению шахматистов. Мы посчитали необходимым поместить отзывы родителей о нашей школе шахматной культуры.
Шахматная культура – понятие емкое. Оно включает в себя и обучение шахматной игре, но только как составную часть. Тем не менее, дух соревнования присутствует и на занятиях в нашей школе шахматной культуры. При этом спортивные достижения отодвигаются на третий план, уступая первенство гармоничному развитию младших школьников, формированию у них качеств, присущих людям, называемых в повседневной жизни "воспитанными".
Мы надеемся, что опыт, приобретенный нами в очной школе шахматной культуры, окажется полезным для успешной реализации виртуального проекта.
В конце учебного года мы планируем провести дистанционный шахматный турнир среди обучающихся школьников в нашей школе. Для этого нам понадобятся определенные сведения о вас. Но присылать сведения о себе мы предложим вам в ноябре месяце, когда сформируются группы обучающихся. Правила участия в турнире будут сообщены всем обучающимся примерно в марте 2009 года.