О методах подготовки и совершенствования шахматистов
высшей квалификации

19 и 20 сентября в Москве проходил пленум Научно-методического совета Шахматной федерации СССР. Ряд материалов этого пленума будет напечатан в журналах "Шахматный бюллетень" и "Шахматы в СССР".
Публикуем сокращенную стенограмму доклада гроссмейстера Ю. Авербаха.
* * *
Организация шахматной группы при Центральном научно-исследовательском институте физкультуры и создание научно-методического совета по шахматам являются важным этапом на пути развития советских шахмат. Задача Научно-Методического совета и настоящего пленума заключается в том, чтобы направить научную работу по правильному пути, нацелить наши научные кадры на наиболее насущные вопросы, наиболее важные проблемы, стоящие сейчас перед советской шахматной школой.
Мне кажется, что одним из первоочередных вопросов, которые следует включить в программу нашей научной работы, является разработка методов подготовки и совершенствования шахматистов высшей квалификации на основе опыта наших ведущих мастеров и гроссмейстеров. Именно поэтому я решил предложить эту тему настоящему пленуму. Заранее оговариваюсь, что мой доклад не содержит никаких готовых рецептов. Это всего лишь постановка вопроса, на который еще предстоит ответить нашим научным силам.
Предчувствую возражение: разве таких методов нет, разве разработка методов подготовки не является одним из основных достижений советской шахматной школы?
Конечно, я ни в какой маре не собираюсь умалять наших достижений. Да, действительно еще в тридцатых годах лидером советских шахмат М. Ботвинником были разработаны и опубликованы в статьях методы совершенствования и подготовки шахматиста к соревнованиям. Несколько позже А. Алехин опубликовал статью, в которой поделился своим опытом в этой области.
Эти публикации и явились основой, на которой базируются при подготовке все наши ведущие шахматисты. Наши методы уже давно переняты и восприняты всеми ведущими гроссмейстерами и мастерами в других- странах. Характерно, например, что венгерский гроссмейстер Сабо и югославский гроссмейстер Глигорич работают по нашей системе.
Известно, что за последнее время в спорте проведена плодотворная работа по созданию методов подготовки и совершенствования спортсменов, позволившая нашему спорту выйти на ведущее место в мире. Эти методы созданы в тесном содружестве с врачами и физиологами. А мы, шахматисты, к сожалению, все еще стоим на старых позициях.
Давно пора нам заняться разработкой более рациональных и более совершенных методов подготовки и совершенствования, базирующихся не только на личном, зачастую очень субъективном опыте, а на объективных научных, в том числе медицинских исследованиях.
Конечно, я не хочу сказать, что применяемые методы полностью устарели и непригодны. Нет, и еще раз нет. Но многое нуждается в совершенствовании, в уточнении, в более детальной разработке. Давайте же разберемся, как возникли и как были разработаны эти методы совершенствования и подготовки к соревнованиям. Можно с определенностью сказать, что разработка основ этих методов и их опубликование связаны главным образом с советской шахматной школой, с М. Ботвинником, в первую очередь.
До этого у сильнейших шахматистов мира были, конечно, свои методы подготовки, но они не только не разглашались, но, наоборот, держались в секрете. Одним из первых крупных шахматистов, который понял значение подготовки к соревнованиям, был Эм. Ласкер. Правда он сам никогда, насколько я знаю, не делился своими методами, но то, что он требовал данные об участниках предстоящего турнира примерно за месяц до начала, говорит о том, что он, несомненно, готовился к турниру.
Ласкер впервые разработал методы подготовки к партнеру, связанные с изучением его сильных и слабых сторон, и умел, как никто другой, использовать это в борьбе. То, что он умел готовиться к соревнованиям, показывает и его спортивное исключительное долголетие.
Следующий чемпион мира Капабланка, как мне кажется, не уделял достаточного внимания подготовке. В совершенстве владел искусством подготовки Алехин. Во вступительной статье к сборнику партий Нью-Йоркского турнира 1927 г. он рассказал, как готовился к матчу, как изучал слабые и сильные стороны игры своего партнера. Статья эта имела большое значение, но оно было бы несравненно выше, если бы своей основной задачей Алехин не ставил разбор творчества Капабланки с тем, чтобы опровергнуть миф о его непобедимости.
Опираясь на опыт Ласкера и Алехина, М. Ботвинник разработал метод подготовки и совершенствования, который и стал основным в практике советских шахматистов вот уже в течение двадцати пяти лет.
Оценивая игру крупнейшего русскою шахматиста А. Алехина, М. Ботвинник писал: "В творчестве Алехина гармонично сочетались талант, характер, физическая выносливость и подготовка. Надо полагать, что эти качества и определяют успех шахматиста".
Итак, если принять определение Ботвинника за основу, то совершенствование шахматиста должно идти по пути развития этих четырех основных факторов.
Попытаемся, примерно, проанализировать каждый из этих факторов.
Каким цутем мажет происходить совершенствование таланта? Как ни странно, у нас нет или почти нет серьезных научных работ, определяющих, в чем особенности шахматного таланта. Я знаю лишь одну такую работу - психо динамическое исследование участников первого международного турнира в Москве в 1925 году, где была сделана попытка выявить характерные особенности шахматных способностей, шахматного таланта. Среди участников нашего пленума находится один из авторов этой работы - профессор Рудик.
Однако эта попытка, к нашему сожалению, оказалась пока последней. Между тем, не зная особенностей шахматного таланта, трудно пытаться его совершенствовать.
Что же было делать практикам? Не имея серьезной научной основы, они ввели два понятия, характерные для шахматного таланта:
1. Комбинационное зрение.
2. Позиционное чутье.
Комбинационным зрением М. Ботвинник назвал умение обнаружить скрытую в позиции комбинацию, способность рассчитать сложнейшие варианты, учесть незаметные "невооруженным" глазом тактические тонкости.
Под позиционным чутьем понимается умение досконально разобраться в позиции, способность найти и выделить те основные признаки позиции, которые играют решающую роль в её оценке.
Обычно, шахматист по мере накопления опыта в той или иной мере улучшает комбинационное зрение, приобретает позиционное чутье. Не удовлетворившись этим, советская шахматная школа разработала приемы, позволяющие путем специальных упражднений усилить комбинационное зрение, приобрести позиционное чутье.
Б. Блюменфельдом и А. Котовым были предложены методы рационального мышления за доской, методы быстрого расчета вариантов. К достижениям советской шахматной школы и особенно М. Ботвинника принадлежит разработка теории типичных позиций, часто возникающих в процессе игры. Изучение таких позиций позволяет быстро овладеть техникой позиционной игры, приобрести позиционное чутье.
Методика совершенствования шахматного таланта, предложенная М. Ботвинником, очень проста: надо играть тренировочные партии, обращая главное внимание на определенный недостаток, до тех пор, пока он не исчезнет. Именно таким образом М. Ботвинник рекомендует бороться с цейтнотом.
Для тех, кто плохо разыгрывает эндшпиль, также были разработаны различные методы: надо больше анализировать этюды, а в тренировочных партиях следует стремиться к эндшпилю.
Поскольку шахматному мастеру необходимо уметь хорошо анализировать, следует непрерывно совершенствовать это искусство, что, несомненно, скажется и на практических результатах.
Вот, это и есть те главные моменты, которые разработаны советской шахматной школой в области совершенствования таланта шахматиста.
Следующим важным фактором, определяющим успех шахматиста, является его характер. Алехин говорил: "Посредством шахмат я воспитал свой характер". Многие наши мастера путем специальной тренировки изменяли и совершенствовали свой творческий облик, исправляли недостатки, тормозившие на определенном этапе их спортивный и творческий рост.
Когда-то Стейниц удачно сказал, что шахматы - это игра не для слабых духом. Действительно, шахматное творчество проходит в атмосфере столкновения двух интеллектов, требует чрезвычайной мобилизации всех сил человека. Умение не теряться от неожиданного хода, от изменившейся ситуации, способность не деморализоваться после поражения, - все эти моменты заставляют укреплять волю и характер шахматиста.
Немаловажное значение имеет физическая выносливость шахматиста, в первую очередь, состояние нервной системы, так как во время турнира наиболее напряженно работает мозг шахматиста.
Для того, чтобы хорошо подготовить мозг к трудной работе, надо прежде всего подумать о физической тренировке. Здесь, несомненно, большую помощь должны оказать занятия физической культурой и спортом: утренняя гимнастика, прогулки пешком и на лыжах, плавание, коньки, волейбол, теннис.
Однако даже при наличии таланта, сильного характера, физической выносливости можно не достичь успеха, если не вести систематическую подготовку к соревнованиям, и именно в создании системы подготовки и заключается одно из больших достижений советской шахматной школы.
Может быть, мне придется даже повторяться, так как при подготовке одновременно происходит и шлифовка шахматного таланта, и воспитание характера, и укрепление здоровья, но главным образом я намерен рассмотреть здесь вопрос о подготовке к тому или иному турниру.
Как указывал в своих работах М. Ботвинник, прежде всего перед состязанием надо уделить внимание своему здоровью, ибо только при хорошем состоянии здоровья можно рассчитывать на спортивный успех. Для этого лучше всего провести 15 - 20 дней на свежем воздухе за городом. Весьма полезно заниматься физической культурой и спортом, Этапы чисто шахматной подготовки следующие:
1. Просмотр литературы, при этом делаются заметки по интересным теоретческим вопросам, отмечаются партии будущих противников по состязанию.
2. Изучаются особенности игры противников, их любимые варианты.
3. Подготовка дебютных схем, которые намечено применить в предстоящем соревновании. Эти системы .изучаются, рассматривается предстоящий миттельшпиль, его особенности.
4. Тренировочные партии. В этих партиях проверяются те системы, в которых мастер неуверен, а также ведется исправление недостатков, характерных для данного шахматиста. За пять дней до турнира шахматные занятия прекращаются.
Эта программа подготовки шахматиста была изложена в книге Ботвинника "XI всесоюзное шахматное первенство", вышедшей в 1939 году.
Между тем в 1951 году в брошюре. "Советская шахматная школа" М. Ботвинник писал: "Возможно, что для некоторых шахматистов эта система подготовки и менее пригодна: каждый мастер должен подойти к ней осторожно и применять ее, считаясь со своими индивидуальными особенностями и привычками".
Это правильное замечание Ботвинника, как, ни странно, совершенно выпало из ноля зрения наших тренеров. В самом деле, эта система рассчитана в основном на шахматиста, который чрезвычайно редко участвует .в соревнованиях, между тем, как ведущие советские шахматисты играют не менее, чем в трех, четырех соревнованиях в году, а иногда и более, и совершенно ясно, что для них должна быть разработана несколько иная система подготовки, применимая не к одному соревнованию. а к целому их циклу. Мне лично кажется, что в применяемой в настоящее время системе совершенствования и подготовки есть еще ряд моментов, которые нуждаются в разработке.
1. В области развития шахматного таланта. Пожалуй, это скорее относится к молодым шахматистам. Для развития комбинационного зрения обычно предлагается в качестве средства совершенствования разбор комбинационных партий, решение различных комбинационных позиций.
При совершенствовании в области позиционной техники рекомендуется изучение типичных различных позиций. Мне лично кажется, что такое своеобразное "натаскивание" все же не является кардинальным решением вопроса, оно не развивает творчески мысль шахматиста, а скорее сужает ее, приучает к определенному шаблону. Сомнительно, чтобы шахматист, воспитанный таким путем, мог найти оригинальную шахматную комбинацию или оригинальный позиционный маневр. Здесь надо смотреть глубже и стараться найти и развить те стороны человеческого интеллекта, которые определяют как комбинационное зрение, так и позиционное чутье. Мне лично кажется, что, например, в комбинационном зрении большое значение имеет фантазия человека. В общем, у исследователя в этом направлении непочатый край работы.
2. В области исправления недостатков характера. Мой личный опыт говорит, что цейтнот - это отнюдь не неумение распоряжаться временем, а либо недостаток характера, связанный с нерешительностью, либо недостаток практики, а отсюда связанная с этим неуверенность.
Шахматист, как правило, попадает в цейтнот не потому, что он не умеет распределять время, а потому, что неуверен в себе, не доверяет своему расчету и многократно проверяет одни и те же варианты.
Хотя метод Ботвинника и чрезвычайно прост - нужно играть тренировочные партии, обращая главное внимание на часы, но мне он кажется недостаточно эффективным. Правда, сам Ботвинник говорит, что этим методом 90% страдающих "цейтнотной болезнью" полностью излечиваются, за исключением конечно, безнадежно больных. Если это так, то, по-видимому, я отношусь к этим 10°/0, но мне кажется, что сюда же следует отнести и автора этого метода.
3. В деле воспитания физической выносливости целесообразно было бы решить вопрос о наилучшем соотношении между отдыхом и занятиями во время тренировки, о видах спорта, которыми следует заниматься шахматисту.
4. В части подготовки шахматиста к соревнованиям должны быть разработаны методы подготовки, рассчитанные на определенный срок. Метод, применяемый Ботвинником, исключительно трудоемок и требует много времени.
В наше время, при наличии тренировочных сборов, целесообразна разработка системы подготовки, рассчитанная не на одного, а на целую группу участников, с вытекающими отсюда особенностями. Мне хочется сделать одно предложение.
Обычно при подготовке к крупным соревнованиям происходит подбор партий сильнейших участников этих соревнований. Мне кажется, что эту работу следует унифицировать и создать единую картотеку на определенную группу гроссмейстеров и мастеров. Это бы очень экономило время при подготовке к соревнованиям. И вообще метод подготовки, связанный с изучением партий противника не следует переоценивать. Во-первых, он требует много времени, во-вторых, случайный подбор партий может привести иногда даже к неправильным выводам.
Есть у меня критические замечания в отношении дебютной подготовки. В свое время А. Алехин и М. Ботвинник в области дебютной подготовки на голову превосходили своих противников. Именно поэтому и у того, и у другого есть так много "одноворотных", как принято говорить, партий, в которых схваченный в тиски дебютной системы противник так и не смог освободиться.
B настоящее время этими методами овладели ведущие зарубежные шахматисты, и мне кажется, что мы уже не имеем того преимущества в области дебютной подготовки, которое было раньше.
Именно поэтому некоторые шахматисты, и в первую очередь, как ни странно, В. Смыслов и М. Таль, не стремясь обязательно получить преимущество в дебюте, стараются создать позиции в своем вкусе. Таль, например, одни и те же позиции играет и белыми и черными, чего, например, в практике М. Ботвинника я никогда не замечал.
И в заключение, еще один очень важный вопрос, к которому необходимо привлечь внимание исследователей. Это вопрос о возрасте шахматиста.
Чем объяснить, что так быстро начала уступать свои места на шахматной арене целая группа наших гроссмейстеров, таких как Лилиенталь, Флор, Толуш, Рагозин, Бондаревский? Не показывает ли это несовершенство наших методов?
Мне кажется, что целесообразная система подготовки, рассчитанная на возраст шахматиста, может продлить шахматное долголетие.

Сайт создан в системе uCoz