Ю. Авербах,

гроссмейстер

Б. Коссов,

кандидат педагогических наук.

Экспресс-дневник шахматиста

I. Самоконтроль и самоуправление деятельностью в шахматах.

Не нужно доказывать, что шахматисту чрезвычайно важно уметь контролировать себя и управлять своей деятельностью. За шахматной доской идет напряженная спортивная борьба, во время которой спортсмены соревнуются как в степени совершенства психических процессов (мышления, творческого воображения, памяти и т. п.) и необходимых свойствах личности, так и в умении реализовать эти психические процессы и свойства личности при решении возникающих в ходе игры задач - в конкретной оценочной и расчетной деятельности.

Как и в других видах спорта, успех реализации в значительной мере зависит от умения спортсмена контролировать себя, от умения управлять своей психической деятельностью.

Высокий уровень самоконтроля и на его основе эффективное управление своей деятельностью, а также самовоспитание необходимых свойств личности стали, как известно, одной из решающих причин успеха сильнейших шахматистов мира.

II. Дневник шахматиста и принципиальные требования к нему.

Шахматист как один, так и при помощи тренера должен в первую очередь знать и изучить себя сам. Материалом для этого и должен явиться дневник шахматиста.

Мы считаем, что ведение такого дневника как во время тренировок, так и во время соревнований является важным фактором развития самоконтроля, а следовательно, и средством повышения эффективности шахматной деятельности.

Сформулируем основные требования к такому дневнику:

Дневник должен содержать максимум информации, полученной непосредственно во время соревнования. Такая информация особенно ценна тем, что позволит впоследствии, в условиях тренировочного процесса, наиболее успешно смоделировать соревновательную деятельность.

В дневнике должны быть отражены данные самооценки и самоконтроля наиболее существенных параметров деятельности шахматиста.

Самооценку шахматиста желательно сопроводить данными объективных измерений, тестированием по тем или иным параметрам его деятельности. Объективный самоконтроль, следующий за самооценками, позволяет реализовать принцип обратной связи и тем самым создает оптимальные условия для развития самоконтроля.

4. Вопросы, в соответствии с которыми в дневник вносится информация, и ответы на них должны быть, по возможности, стандартизированы. Этим достигается важная в период соревнований экономия времени при заполнении дневника, появляется возможность сопоставления данных за разные дни и периоды шахматной жизни.

III. Общие замечания.

Записи в дневнике мобилизуют внимание шахматиста на некоторых узловых параметрах самоконтроля, помогают лучше осознать связь тех или иных параметров деятельности с ее конечным результатом.

Основное назначение дневника: дать срочную (экспресс) информацию для тренировочного процесса шахматиста, для выявления его возможностей (подчас скрытых) и повышения уровня подготовки. Большое значение имеет систематическая информация о следующих моментах:

а) Индивидуальные особенности аппарата интуитивной статистики, лежащие в основе оценочной деятельности и принятия решения.

б) Индивидуальные особенности управления деятельностью, обеспечивающие экономию времени в ходе партии.

в) Зоны сознательной ориентировки при выборе ходов.

г) Индивидуальные особенности шахматной памяти, мышления, процессов восприятия и воображения шахматиста.

д) Индивидуальные особенности стиля игры, уверенность шахматиста при выборе ходов, предпочтение того или иного плана, характер прогнозирования действий противника.

е) Утомляемость в условиях напряженного соревнования. Индивидуальные способы борьбы с возникающим утомлением.

ж) Особенности самоконтроля и регуляции эмоционального состояния. Все эти данные представляют ценный материал и для тренера.

3. Дневник может вестись самим спортсменом, но наиболее эффективно его вести совместно с тренером. Работа над дневником, по существу, состоит из подготовительного и двух основных этапов. Сначала шахматисту нужно с помощью тренера или без него понять сущность дневника, его назначение и основные условия его ведения. А затем спортсмен должен систематически заполнять дневник, отвечая на две группы вопросов. На первые следует отвечать до игры, лучше всего за 15- 20 минут до нее, на вторые - непосредственно после окончания партии. Ответы записываются с указанием номера вопроса. Образцы краткой записи ответов приведены далее.

IV. Вопросы до начала партии.

1. Общее самочувствие в данный момент: а) отлично, б) хорошо; в) удовлетворительно, г) плохо, д) очень плохо.

Пример записи в дневнике - 1 б, то есть хорошее.

Имеются ли в данный момент отклонения от нормального состояния (головная боль, насморк и прочие заметные отклонения).

Сон прошедшей ночью и днем (если спал перед игрой). Указать часы сна. Как выспался: а) отлично, б) хорошо, в) удовлетворительно, г) плохо, д) очень плохо.

Пример записи: 3-24-8, 14- 15, в.

4. Оценка противника в сравнении с самим собой: а) значительно слабее, б) слабее, в) равен по силе, г) сильнее, д) значительно сильнее.

5. Общий замысел на предстоящую игру: а) выиграть, б) не проиграть, в) как получится, г) атаковать, д) лавировать, е) обороняться. Какой предполагаю играть дебют, какой ответ ожидаю.

Пример записи: 5 а, г, 1. е4 с6.

6. Оценка эмоционального состояния перед началом игры: а) сильно возбужден, б) возбужден, в) уравновешен, г) заторможен, д) сильно заторможен (подавлен). Оценивая свое состояние, шахматист должен исходить из сопоставления своего предстартового состояния за достаточно продолжительный срок участия в соревнованиях.

Оценка важности предстоящей партии по пятибалльной системе: 5 - важная партия; 4 - обычная партия с сильным соперником; 3 - рядовая, ординарная партия с равным соперником; 2 - партия со слабым соперником; 1 - тренировочная партия.

Сначала дать оценку своему пульсу, а затем точно измерить его.

Пример записи 8 - 80-96.

9. Под контролем тренера выполнить тест шахматной работоспособности (смотри далее).

V. Вопросы после партии.

10. Сначала оценить свой пульс, а затем измерить его.

Пример записи 10 - 90-102.

11. Под контролем тренера выполнить тест шахматной работоспособности.

12. Удалось ли реализовать свой план на игру? Удалось ли угадать дебют? а) да, б) частично, в) не (удалось, г) да, д) нет. Пример записи - 12 а, г.

13. Пользуясь доской и фигурами, воспроизвести по памяти и записать в дневнике партию. При этом желательно, чтобы тренер фиксировал ошибки и время, затраченное на воспроизведение. (Смотри также следующий вопрос.)

14. Обработать текст партии следующим образом:

а) возле каждого своего хода указать в процентах степень уверенности в правильности хода во время игры, что этот ход был наилучшим;

б) возле каждого хода противника указать по трехбалльной системе ожидался ли он во время игры (+ ожидал именно этот ход, = ожидал наряду с другими, - не ожидал совсем);

в) указать один - два самых глубоких варианта, рассмотренных в процессе борьбы;

г) указать критические (переломные) моменты в игре, изменявшие соотношение сил в пользу той или иной стороны; свои ошибки и ошибки партнера, как они представляются сразу же после партии;

д) указать, когда стал испытывать недостаток времени,

15. за счет чего старался экономить время:

а) сокращая широту последовательно рассматриваемых вариантов;

б) уменьшая глубину расчета вариантов;

в) стремясь к ускорению мыслительных операций;

г) стараясь думать, когда идут часы противника;

д) стремясь к упрощениям;

е) стараясь повернуть игру в знакомое русло.

Пример записи - 15 а, в, е.

16. Оценить колебания своего эмоционального состояния в ходе партии по пятибалльной системе: сильно возбужден - 5, возбужден - 4, уравновешен - 3, заторможен - 2, сильно заторможен - 1.

Для этого бланк записи ходов разбить на различные периоды эмоционального состояния. Сверху поставить свою оценку перед игрой, а снизу - непосредственно после.

17. Оценить уровень своего утомления по пятибалльной системе: а) в начале партии, б) в середине, в) в конце.

V. Работа с дневником.

1. Как уже отмечалось, параллельно с ведением дневника важно объективно регистрировать некоторые существенные параметры соревновательной деятельности с последующим сопоставлением трех видов данных: а) объективного контроля, б) самоконтроля, в) результатов партии. Такое сопоставление имеет цель вскрыть причины достигнутого в партии результата и наметить пути возможной коррекции тренировочного процесса.

Существенным фактором, влияющим на результат, может быть разная степень соответствия данных объективного контроля и самоуправления.

2. В соответствии с выделенными в дневнике параметрами целесообразно использовать следующие методы объективной регистрации и тестирования:

а) Тест умственной работоспособности и внимания.

Суть теста в следующем: испытуемому дается лист бумаги с изображением восьми шахматных досок. Возле каждой из них, слева, столбиком в случайном порядке обычной алгебраической нотацией записаны десять полей. Продвигаясь по столбцам последовательно от первой диаграммы до последней, шахматист должен наносить на указанные поля вертикальные или горизонтальные штрихи - по одному на поле.

Например: один - горизонтальный, два - вертикальных, снова один горизонтальный и два вертикальных и т.д.

Шахматист должен стремиться выполнить задание максимально быстро и безошибочно. Тренер фиксирует время прохождения каждой диаграммы и время, затраченное на тест в целом, как перед партией, так и после нее, а также допущенные ошибки.

По мере стабилизации времени, затрачиваемого на выполнение теста, вследствие упражнения растет его информативность как показателя состояния шахматиста и прежде всего степени его утомления.

б) Хронометраж партии. Во время игры может выполняться как самим шахматистом, так и тренером.

в) Наиболее полная программа контроля предусматривает телеметрическую регистрацию пульса, дыхания, кожногальванического комплекса и других объективных показателей эмоционального состояния. Однако телеметрию вряд ли можно использовать часто в условиях соревнования, поэтому как минимум можно ограничиться регистрацией пульса, а также верхнего и нижнего кровяного давления.

г) Хронометраж процесса воспроизведения ходов партии по памяти как показатель оперативности и готовности памяти.

д) Наблюдения тренера за шахматистом.

3. Одним из способов сопоставления объективных и субъективных данных является корреляционный анализ. Нами были вычислены коэффициенты ранговой корреляции между самооценками степени ожидания Ю. Авербахом ходов противника и затратами времени при обдумывании следующего своего хода в ряде партий, игранных в различных соревнованиях в 1971 - 72 годах. На достаточно высоком статистическом уровне значимости удалось выявить в некоторых партиях отрицательную корреляцию. Это доказывает, что трата времени на обдумывание хода, в общем, зависит от точности прогноза действий противника: чем точнее прогноз, тем меньше затраченное время. Соответствующий факт был также отчетливо выявлен Б. Коссовым в 1971 г. на турнире памяти Алехина, Совокупность полученных данных позволяет высказать предположение о том, что указанная выше корреляция (тот или иной ее коэффициент) может служить одним из показателей тренированности шахматиста, подготовленности его к соревнованию. (см. Г. Ф. Лакин. Биометрия. Высшая школа, Москва, 1973г)

 

Сайт создан в системе uCoz