Этюды

из книги В.А. Полоудина
"М.М. Ботвинник 100 лет со дня рождения"

Москва, Олимпия, 2011 год

 

М.М. Ботвинник всегда с повышенным интересом относился к шахматной композиции. Основным критерием его оценки качества композиции была близость созданного произведения к практической партии. Эту точку зрения он впервые высказал в журнале «Шахматы в СССР», 1936, № 3. Статья называлась «Сумбур в композиции», и Михаил Моисеевич в присущей ему категоричной форме высказал свое мнение о необходимости и целесообразности создания шахматных миниатюр, имеющих практическую ценность. В последующих публикациях, правда, он признал важность задачной композиции: «Хотя задачи в известной степени независимы от практической игры, они, несомненно, способствуют популярности шахмат». В ряде последующих публикаций, преимущественно предисловиях к книгам советских шахматных композиторов, Ботвинник постоянно подчеркивал свою приверженность к этюдной композиции. Особенно восхищали его этюды композиторов Сергея Каминера (1908 - 1938), Марка Либуркина (1910 - 1953), Гии Надареишвили (1921 - 1992). Он писал, например, что «основа таланта Г. Надареишвили состоит в том, что он умеет яркие, остроумные идеи облачать в естественную, будничную форму, привычную для шахматиста-практика. В этом, быть может, и заключается и трудность, и прелесть его композиций» (1976). А в предисловии к книге этюдов Каминера и Либуркина (1981) он выразил надежду, что «читатели получат истинное эстетическое удовольствие от этих художественных композиций».

Аналитический склад ума и стремление докопаться до истины в эндшпиле - этой труднейшей части шахматной игры - приводили порой к тому, что Ботвинник находил в практической партии чисто этюдное продолжение, то есть единственный путь к победе или ничьей, достигаемый, как известно, в шахматной композиции.

В отдельные годы Ботвинник на основе практики и сам составлял этюды, все они публиковались в шахматной прессе. Первый из них был сочинен в 1925 году и явился переработкой окончания его партии с ленинградским шахматистом 1-й категории Н. Лютовым. И в дальнейшем идеи его этюдов, как правило, были навеяны практической игрой. Всего с 1925 по 1958 годы он составил 10 этюдов. Годы их публикации - 1925, 1939, 1941, 1944, 1945, 1949, и по два этюда в 1952 и 1958 годах. Приводим некоторые из них[1]

 

1939 г.

Белые начинают и выигрывают

Эта позиция любопытна тем, что напрашивающаяся атака пешки d5 ведет только к ничьей: 1. Kpf5 Kpb6 2. Кре5 Крс7! 3. Кр:d5 Kpd7 4. Крс5 Крс7 5. d5 Kpd7, и пока белые будут уничтожать пешки а6 и а5, черный король успеет на поле с8.

Оказывается, для победы необходимо выиграть сначала пешку а6, а чтобы совершить такой глубокий рейд в лагерь черных, нужно очень тонко маневрировать королем, используя атаку пешки d5 только как вспомогательную угрозу.

 

1944

Белые начинают и выигрывают

 

Здесь значительно труднее осуществить план выигрыша — атаку пешки g7. Победа достигается неочевидным этюдным образом.

1. Kf3! Cf4 2. h4 Cg3 (черные должны придерживаться выжидательной тактики. На 2. ... g6 возможно 3. h5!) 3. h5 Cf4 4. g6+ (теперь это своевременно). 4. ... Kpf6 (4. . .Kpf8 проигрывает из-за известного уже маневра Kf3-d4-f5-g7 с последующим h5-h6) 5. Ke5!!(эффектный решающий ход) 5. ... Кр:е5 (на 5. ...С:е5 выигрывает 6. h6! Если черные не берут коня, а играют, например, 5. ... Ccl, то также следует 6. … h6! С:h6  7.   Kg4+и т. д.)   6. Кр:g7 Кре6  7. h6 Кре7  8. Kph7,   и белые выигрывают.

 

1945

Белые начинают и выигрывают

 

1. Kpf2 Kpf5! (в случае 1. ...f5 белые занимают поле f4 королем, имея темп g2-g.3 в запасе) 2. Kpf3 Kpe5!  3. g4 hg+  4. Кр:g4 Kpe4  5. h5 f5+  6. Kph3! f4  7. h6 f3  8. h7 f2  9. Kpg2 и т. д.

 

1949

Белые начинают и выигрывают

 

1. e7 Лe4  2. Лe5 Крa4  3. Лf5!! E2  Проигрывает также 3. … Лe6  4. Лf6 Лe5  5. Лf4+ Сc4 6.Л:c4+  и  7. Лc8 или 3.Сf7  4. Л:f7 Крb3  5. Лf4 (5.Сh6 e2  6. Сd2) 5. …Лe6  6.Лb4+ и Лb8

4. Лf4 e1Ф  5. e8Ф+ и белые выигрывают

 

1952-1

Белые начинают и выигрывают

 

Используя неудачное положение коня противника, белым удается разменять все пешки черных.

Решение этюда таково[2]:

1. d5+!   Kpe5  2. КрсЗ  f5.

Если 2. ... Kpd6, то к проигрышу ведет немедленное 3. Kpb2 f5! 4.ef gf 5. Kp:al Kp : d5 6. Kpb2 Kpd4 7. Крс2 Кре3 8. Крс3 f4. Белые сводят партию вничью, продолжая 3. g4!, а затем уже 4. Крb2.

3. d6! Kp : d6 4. ef gf 5. g4! fg 6. Kpd4!, и белые ликвидируют последнюю пешку черных.

 


 

[1] Этюды приводятся из пятитомника Ю.Л. Авербаха «Шахматные окончания» М.: Физкультура и спорт, 1980 – 1984 г.г.

[2] Первоначально авторское решение было с перестановкой ходов: 1. Крc3 f5 2. d5+ Крe5? 3. d6 и т.д. Однако, как указал А. Хачатуров, вместо 2. …  Крe5 к победе ведет 2. … Крf6! 3.ef Кр:f5.

Здесь приводится уточненное решение М.М. Ботвинника.

 

 

Сайт создан в системе uCoz