Юрий Авербах

ТЕАТР ШАХМАТНЫХ ФИГУР

 

Гроссмейстер Ю.Авербах вот уже третий год возглавляет Кабинет шахматной информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России (КШИ) – совершенно уникальное образование, подобного которому нет больше ни в одной российской библиотеке. Создан он был в 2006 году с целью качественного обслуживания шахматной информацией широких слоев населения России – в первую очередь школьников, студентов, педагогов шахматного образования.

В полном виде эта статья будет напечатана в 1-м номере сборника «Шахматы: информация и инновации», готовящегося к изданию в ГПНТБ России.

 

Шахматы – тридцать две маленькие фигурки на небольшой клетчатой доске. Для человека, не знакомого с этой древней игрой, – всего лишь деревянные безделушки. В самом деле, трудно представить себе, что эти фигурки способны жить сложной, насыщенной опасностями и заботами жизнью. Однако творческая мысль, фантазия и воображение человека одухотворяют их, и они, как заправские актеры, разыгрывают чудесные представления. Это могут быть драмы, трагедии, даже сказки и комедии. Короче говоря, на шахматной сцене возможны все театральные жанры.

Одно из достоинств шахмат – удивительное многообразие. Они привлекают людей с различным характером, складом ума, гуманитариев и технарей, причем каждый находит в них что-то свое. Так, например, те, кого в шахматах привлекает не столько спортивная их сторона (сам процесс борьбы и состязания), сколько красота мысли, создание эффектных комбинаций, оригинальность замыслов, – словом, всё то, что затрагивает душу и сердце, с увлечением занимаются поэзией шахмат – составлением этюдов и задач. Шахматная композиция – это своеобразная область художественного творчества, доставляющая и авторам – создателям произведений, и решателям – тем, для кого эти произведения создаются, радость и эстетическое удовольствие.

И здесь мы снова обнаруживаем то, с чего начали: на черно-белой сцене оказываются возможными любые театральные жанры. Для доказательства этого феномена я предлагаю вам побывать на фестивале шахматных спектаклей. Да-да, я не оговорился – именно спектаклей: с захватывающими интригами, эмоциональным накалом, фантастическими развязками. И первый их них – трагедия.

 

Диаграмма 1

Выигрыш

Белые: Kc1, Bb8, п.h6; черные: Kh4, Bd4, п.e5

 

Все надежды белых на выигрыш здесь связаны с пешкой h6, но первое впечатление таково, что шансов превратить ее в ферзя нет никаких: ведь чтобы воспрепятствовать этому, черным достаточно сыграть 1…е4, беря под контроль поле превращения пешки. Однако шахматы тем и интересны, что в самых простых на вид позициях могут таиться необычайные идеи. Нужно только суметь их найти. Что ж, попробуем:

1.Ba7! Этот ход напрашивается: жертвуя слона, белые пытаются отвлечь слона противника от его основной обязанности – борьбы с пешкой h6. Черные, естественно, отказываются от «данайского дара».

1…Ba1 2.Kb1 Bc3 3.Kc2 Ba1. Все средства борьбы со слоном белые использовали, но на первый взгляд никаких выгод не достигли. Однако это не так. Небольшие изменения, произошедшие на доске, создали основу для эффектной комбинации:

 

Диаграмма 2

Белые: Kc2, Bd4, п.h6; черные: Kh4, Ba1, п.e5

 

4.Bd4!! Такой ход нелегко найти, но когда он сделан, всё становится понятно. Если черные берут слона пешкой – 4…exd4, то после 5.Kd3 король блокирует пешку и выключает слона из игры. Однако и другой ответ черных не лучше. После 4…Bxd4 5.Kd3 Ba1 6.Ke4! пешку h6 также невозможно остановить.

Ирония судьбы! Черным нужен был один, только один ход, чтобы включить слона в игру, но они так и не успели его сделать. Поэтому данный этюд и получил название трагедии. Трагедии  одного темпа!

Автор этой прелестной миниатюры – австрийский композитор П.Хейекер. Он создал ее в 1930 году.

События в следующем спектакле развиваются по законам классической драмы, как ее понимали еще в глубокой древности. Сначала в, казалось бы, простой позиции происходит завязка, приводящая к заметному обострению ситуации, причем с обеих сторон следуют неожиданные кульбиты. Когда же напряжение достигает кульминации, наступает внезапная развязка, и всё заканчивается хеппи-эндом.

 

Диаграмма 3

Ничья

Белые: Ka1, Bd7, Nf1, п.d6; черные: Kh5, Bb1, п.c2, h2

 

Обе пешки черных на шаг от поля превращения, однако единственным способом белые могут воспрепятствовать появлению ферзя.

1.Ng3+ Kh4 2.Kb2. Замечу, что к проигрышу вело немедленное 1.Kb2 из-за 1…c1Q+ 2.Kxc1 h1Q, и конь оказывается связан. Теперь же белые с надеждой взирают в будущее: после, например, 2...Kxg3 3.Bc6 c1Q+ 4.Kxc1 Bf5 – ничья.

Неожиданно следует:

2…c1Q+ 3.Kxc1 Be4!! Белые оказались на краю пропасти! Слона взять нельзя, а грозит смертельное 4…Kxg3. Положение выглядит критическим. Однако ресурсы защиты еще не исчерпаны!

4.Nh1!! Не менее эффектный ответ, смысл которого пока не ясен. Черные, конечно, берут коня:

4…Bxh1 5.Bh3! Bc6. Кажется, пока опускать занавес: белые никак не могут воспрепятствовать появлению черного ферзя. Но борьба продолжается.

6.Bg2!! Bxg2 7.d7 h1Q+.

 

Диаграмма 4

Белые: Kd2, п.d7; черные: Kh4, Qh1, Bg2

 

Возникла удивительная позиция! У черных огромный перевес в силах – лишние ферзь и слон, но после 8.Kd2! они не в состоянии помешать превращению белой пешки в ферзя. А тогда лишний слон уже не принесет им успеха. Так парадоксально заканчивается схватка в этом блестящем этюде, составленном в 1948 году российским композитором М.Либуркиным.

А вот еще одна захватывающая драма с потрясающим финалом.

 

Диаграмма 5

Выигрыш

Белые: Ka1, Bc1, Nf5, п.f6; черные: Kh8, Rg6, Bc8

 

Первое впечатление – белые легко побеждают, играя 1.f7, ведь на естественное 1...Rf6 у них есть решающий ход 2.Bb2. Однако у черных имеется более сильный ответ 1…Ra6+!, после чего ситуация коренным образом меняется: на 2.Kb1 следует 2…Bxf5+, а на 2.Kb2 уже возможно 2…Rf6. Белым ничего другого не остается, как закрыться слоном:

2.Ba3! Rxa3+ 3.Kb2 Ra2+! Снова неприятный сюрприз. Ладья неуязвима: на 4.Kxa2 последует 4…Be6+ и 5…Bxf7.

4.Kc1! Ra1+ 5.Kd2. Король пытается укрыться от назойливой ладьи на противоположном фланге.

5…Ra2+ 6.Ke3 Ra3+ 7.Kf4 Ra4+ 8.Kg5 Rg4+! Еще один неожиданный ресурс. Если взять ладью, то после 9…Bxf5+ 10.Kxf5 Kg7 11.Ke6 Kf8 получается ничья.

9.Kh6 Rg8. Черные достигли известного успеха: ладья проникла на 8-ю горизонталь. Однако и у белых внезапно появился новый ресурс – возможность атаки короля противника:

10.Ne7! Be6 11.fxg8Q+ Bxg8 12.Ng6#.

 

Диаграмма 6

Белые: Kh6, Ng6; черные: Kh8, Bg8

 

Финальная позиция заслуживает диаграммы! Это великолепное, поистине драматическое произведение было создано российским композитором В.Корольковым в 1951 году.

Справедливости ради надо указать, что финал данного этюда был уже известен по позиции, составленной голландским композитором И.Зельманом в 1940 году (его можно увидеть в книге Г.Каспаряна «Замечательные этюды», Ереван, 1982).

Посмотрев такие драмы, вы, наверное, устали от переживаний. Для отдыха взгляните на этюд, который вполне заслуживает названия комедии.

 

Диаграмма 7

Ничья

Белые: Kh7, Rb6, Bh6, п.b3, c3; черные: Kf5, Bb2, п.a2, b4

 

У белых лишняя ладья, но как им помешать превращению черной пешки в ферзя? Ведь на 1.Ra6 есть ход 1…Ba3.

Кажется, что, играя 1.Rb5+, белые используют последний шанс. У черных единственный ответ 1…Ke6! Плохо как 1...Ke4 из-за 2.Rxb4+, так и 1...Kf6 из-за 2.Ra5 Ba3 3.Bg7+ и 4.cxb4.

2.Ra5 Ba3 3.Bg7!! Белые готовятся достойно встретить появление нового ферзя.

3…a1Q 4.Re5+ Kd6.

 

Диаграмма 8

Белые: Kh7, Re5, Bg7, п.b3, c3; черные: Kd6, Qa1, Ba3, п.b4

 

Кажется, что пьеса окончена, но нет!

5.Rd5+!! Неожиданный ответ. Оказывается, ладья «неприкасаема»: на 5...Kxd5 следует 6.c4+, и ферзь погибает, едва появившись на свет.

5…Kc6 6.Rc5+ Kb6 7.Rb5+ Ka6 8.Ra5+! Анекдотичная позиция! Король не может убежать от ладьи: каждый раз на ее взятие следует залп из «кривого ружья», и ферзь гибнет. Поэтому всё кончается вечным шахом. Автор этого вызывающего улыбку этюда, опубликованного в 1948 году, – российский композитор А.Гербстман.

А следующий этюд мне напоминает цирковое представление, когда гимнасты под самым куполом парят в воздухе, как бы связанные между собой невидимыми нитями. Впрочем, судите сами.

 

Диаграмма 9

Ничья

Белые: Ka2, Bf8, Ne5, п.g6, g5; черные: Kh8, Nf5, п.f2, h7

 

Положение белых аховое: предотвратить появление черного ферзя невозможно. Непонятно даже, на что они могут рассчитывать…

1.g7+ Nxg7. Это взятие вынужденно: на 1...Kg8 белые спасаются путем 2.Ng4, забирая опасную пешку, ибо одновременно грозит 3.Nf6+.

2.Nf7+ Kg8. Чего же достигли белые, ведь обе их фигуры под ударом?

3.Bc5! f1Q 4.Nh6+ Kh8 5.Bd6!! Вот где собака зарыта! Если сразу пойти 5.Bd4, то черные ответят 5…Qc4+ и 6…Qxd4. Также плохо 5.Ba3 из-за 5…Qc4+ 6.Kb1 Ne6! 7.Bb2+ Nd4, и черные побеждают.

Теперь же, после 5.Bd6, белые обеспечивают себе позиционную ничью. В самом деле, давайте взглянем на возникшую позицию:

 

Диаграмма 10

Белые: Ka2, Bd6, Nh6, п.g5; черные: Kh8, Qf1, Ng7, п.h7

 

Черный ферзь абсолютно свободен, но ничего не может сделать, так как важные три поля d6, e5 и g5 косвенно защищены коневой вилкой (Nf7+). Этот остроумный этюд был создан российским композитором Г.Заходякиным в 1930 году.

И наконец, последний спектакль, который напоминает сказку.

 

Диаграммам 11

Ничья

Белые: Kd7, п.c7; черные: Kf3, Bh7, п.b7

 

Позиция белых выглядит совершенно безнадежной. На 1.c8Q следует 1…Bf5+ 2.Kc7 Bxc8 3.Kxc8 b5, на 1.Ke6 – 1…Ke4 и 2…Bf5, ну а если 1.Kd6, то 1…Bf5 2.Kc5 Bc8 3.Kb6 Ke4 4.Ka7 b5. И тем не менее спасенье есть:

1.Kc8!! Кажется, трудно придумать более нелепый и бессмысленный ход. Белые не только не тормозят пешку черных, а наоборот, подгоняют ее, заставляют двинуться вперед. Однако если мы вдумаемся в позицию, то поймем, что этот маневр короля – единственный, ведущий к спасению.

Бессмысленный на вид ход белых на самом деле содержит глубокую идею – нарушить взаимодействие между слоном и пешкой. Правда, сначала белый король отстает от пешки, но затем ухитряется ее догнать. Смотрите, как это происходит.

1...b5 2.Kd7 b4 3.Kd6 Bf5 4.Ke5! Вот тот спасительный темп, благодаря которому король все-таки настигает пешку.

4…Bd7 5.Kd4. Остальное пояснений не требует. Добавлю, что этюд был создан в 1928 году российскими композиторами братьями А. и К. Сарычевыми.

 

Этот, назовем его «театральным», подход к произведениям шахматного искусства дает возможность по-новому смотреть как на шахматную партию в целом, так и на этюды с задачами. Он позволяет оценивать все эти произведения, прежде всего, с точки зрения динамики происходящих в них событий, по силе эмоционального воздействия. Особенно это важно, по-моему, когда имеешь дело с начинающими шахматистами, которых трудно чем-то увлечь, не поразив их воображение, не пробудив фантазию, творческую жилку. Вот почему данный подход может применяться и в чисто учебных целях для развития у детей художественного вкуса и лучшего понимания тонкостей шахматной игры.

 

Сайт создан в системе uCoz